Интервью «Мы частный музей: сами себе даем план, сами с себя строго спрашиваем»
Персоны
Когда музею три года от роду, чем он может похвастаться? Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин».
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я рад приветствовать сегодня в студии "Вестей" директора Музея русского импрессионизма Юлию Петрову. Здравствуйте, приветствую вас.
ПЕТРОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: У вас новая выставка. И вообще я каждый раз поражаюсь тому, как вам удается собрать большое количество работ, и не только из частных коллекций, но и из государственных музеев. Государственные музеи начали первыми, они стали в своих выставках занимать и работы, которые хранятся в частных коллекциях. Наверное, тут резон для коллекционера очевиден. А вот здесь что получает музей от того, что они отдают свои работы в такие вот выставки?
ПЕТРОВА: Ну прежде всего я бы тут не искала какой-то особенной личной выгоды для каждого музея-участника.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, директор музея тут никакой быть не может, потому что он от институции.
ПЕТРОВА: Конечно. Но у частных музеев, равно как и у государственных, задача – делать хорошие, классные и интересные проекты. Возможность поучаствовать своими вещами, своими экспонатами в интересном проекте, на который приходят люди, которые им интересуются, выпускаются каталоги, пишутся научные статьи, такой возможностью музеи обычно пользуются. Ну, кроме того, все знают, что у каждого музея есть задание от министерства поучаствовать или провести определенное количество выставок.
ЗАСЛАВСКИЙ: А у вас от кого задание?
ПЕТРОВА: Мы частный музей, мы сами себе даем задание и сами с себя очень строго спрашиваем. И получая задание поучаствовать в определенном количестве выставок за год, музеи, в общем, заинтересованы в том, чтобы давать работы на сторонние выставки. Каждый раз мы отчитываемся о том, сколько людей посетило выставку, и музеи тоже эту статистику учитывают в своих отчетах.
ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, а вот понятно, что государственные музеи конкурируют друг с другом. Самые известные наши музеи, такие как Эрмитаж и Пушкинский музей (по числу посетителей я имею в виду самые известные в мировом, так сказать, масштабе).
ПЕТРОВА: И не только по числу посетителей, коллекции.
ЗАСЛАВСКИЙ: Нет, я в данном случае по числу посетителей имею в виду. Они, естественно, ориентируются на какие-нибудь известные европейские, американские музеи. Вот недостижимая Лувр высота. А частные музеи друг с другом соревнуются или нет? Вот вы, например, смотрите, там какие доходы от сувениров у музея Фаберже, какие там они организовали выставки, сколько у них посетителей. Ну и собственно это не единственный частный музей, естественно, но вот первый, который пришел в голову, понятно, что он один из самых известных, как и ваш.
ПЕТРОВА: Не то чтобы соревнуемся, но, безусловно, ориентируемся на показатели других музеев, правда, не проводим границы между частными и государственными. Ну вот, скажем, в отчете Третьяковской галереи за 2017 год указано, что Третьяковская галерея провела две научных конференции. А Музей русского импрессионизма в 18-м году провел одну научную конференцию. Стоит ли говорить, что мы соревнуемся с Третьяковкой галереей? Нет, мы делаем с разных сторон примерно одну работу.
ЗАСЛАВСКИЙ: А вы же в Третьяковке работали, да?
ПЕТРОВА: Я сама нет, никогда.
ЗАСЛАВСКИЙ: Но вы в каком-то же серьезном музее работали?
ПЕТРОВА: В Музее русского импрессионизма.
ЗАСЛАВСКИЙ: Нет, а до этого?
ПЕТРОВА: До этого я работала в Антикварной галерее, до того – в научном издательстве. Музей русского импрессионизма – первый музей в моей личной истории.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вот как вот, глядя на коллег, вы в передовиках производства, или вы вторые, или какие вы? Как вы считаете?
ПЕТРОВА: Буквально в прошлом месяце уважаемое издание Art Newspaper Russia, газета, выпустила рейтинг популярности музеев. Была приведена статистика по 50 самым популярным выставкам Москвы и Санкт-Петербурга. Все три выставки Музея русского импрессионизма, которые проходили в 2018 году (это была статистика за прошлый год), все три выставки наши вошли в десятку самых популярных выставок двух столетий. Я считаю, что это очень хороший показатель. Кроме того, Музей русского импрессионизма занял 14-е место в рейтинге суммарной годовой посещаемости художественных музеев Москвы и Петербурга.
ЗАСЛАВСКИЙ: Независимо от частных и государственных?
ПЕТРОВА: Абсолютно...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью