Авторские материалы Дорожные камеры поставят на стражу экологии
Персоны
В России создадут систему для выявления старых автомобилей в потоке. Этим займется искусственный интеллект на базе единой информационной системы, дорожных камер и ГЛОНАСС. Об особенностях интеллектуальной борьбы за чистый выхлоп рассказывает корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Экологически грязный автомобиль практически всегда старый – по этому принципу их и будут выявлять. Первый этап – это дорожная камера, которая сканирует номера и марки машин, поясняет разработчик ГОСТов для камер Григорий Шухман.
ШУХМАН: Тут на самом деле точно так же, как с ОСАГО и техосмотром. Будет просто подключаться база ГИБДД. И, соответственно, при сравнении определяется номер, определяется модель машины и ее VIN. Дальше сравнивается с базой ГИБДД, где указывается класс. И, соответственно, если по классу не проходит доступ в зону, будет получать штраф водитель. Это чисто сравнение, "стыковка" баз автофиксации и баз ГИБДД.
Дорожная камера передала номер и марку автомобиля (всё как и сейчас), система проанализировала его электронный ПТС и выяснила, что экологический класс-то – низкий, запретный для той территории, на которую пытается въехать машина. Правда, в документах на нее вообще может быть не прописан экологический класс. Так сказать, «евро 0». Ну что ж, только хуже для её хозяина, предупреждает Григорий Шухман.
ШУХМАН: При выпуске старых автомобилей до определенного года, 2010 условно, в ПТС экологический класс не указывался. То есть он условно будет считаться нулевым, пока водитель сам добровольно не обратится в какую-нибудь организацию экспертную, которая имеет полномочия. И там ему определят класс, с которым он сможет обратиться в ГИБДД. Там его занесут в базу, и, соответственно, он будет уже более высокого класса.
Сертифицированных контор, которые занимаются подтверждением класса экологичности, в одной только Москве десяток. Звоню в одну из них.
КОРР.: Сколько будет стоить? Там в зависимости от модели – легковая-грузовая? Или как?
ОПЕРАТОР: Это зависит от того, на основании чего вы вносите экологический класс. Если это сертификаты, то 60 000, если это одобрение типа, цена 45 000.
КОРР.: Если в ПТС вообще «евро» не прописан, что надо делать?
ОПЕРАТОР: Я вам так не скажу. Нужно документы смотреть.
КОРР.: А вот это вы сказали 45 000 и 60 000. Можно пояснить подробнее, что это?
ОПЕРАТОР: Вот когда на основании одобрения с завода, то, что выдается обычно, вносится экологический класс, это более простая процедура, она стоит меньше денег.
КОРР.: А 60 000?
ОПЕРАТОР: Это когда сертификат на отдельный агрегат обычно выдается.
КОРР.: Это "под ключ", я так понимаю? Что, я только ПТС отдаю?
ОПЕРАТОР: ПТС и СТС.
КОРР.: А машину предоставлять не надо?
ОПЕРАТОР: Нет, машину предоставлять не надо.
Услуга «под ключ» означает, что представители экспертной фирмы сами сходят в ГАИ и там всё, что нужно, оформят. Можно, конечно, просто получить документ о прохождении экспертизы и с ним самому посетить ГИБДД. Это дешевле, но дольше. Если же "выбивать" себе нужный экокласс водитель поленится, то по умолчанию будет считаться, что он ездит на грязном автомобиле. Со всеми последующими проблемами. Заехал за знак «Зона с ограничением экологического класса» – получи штраф. Пока он 500 рублей. Но если не хочешь и дальше получать «письма счастья», то в этот запретный для твоего автомобиля район – уже ни ногой, точнее, ни колесом. Ну или меняй машину на новую. Хитрить, кстати, не получится. Нужен ведь только номер. Водитель же не будет его закрывать перед каждой камерой. Кроме того, эта же камера заодно может фиксировать нарушения ПДД, наличие ОСАГО, оплату по "Платону", разрешение на въезд на МКАД для фур, историю наказаний владельца машины, а в связке с ГЛОНАСС – следить за местоположением транспортного средства. И много чего другого. И все эти "большие данные" будет обрабатывать единая информационная система. Её сейчас создают. Ввести в строй её обещают уже через 2 года. К тому же времени столичные власти должны подготовить разлиновку зон, куда запретят въезд экологически грязным автомобилям.