Интервью «С помощью цифровой маркировки покупатель получает всю информацию о товаре»
Персоны
В России начала действовать обязательная маркировка парфюмерии, трикотажа, фотокамер, автомобильных шин и другой продукции. Предполагается, что с помощью смартфона покупатель сможет получить полную и достоверную информацию о товаре. Для чего это нужно? Как это работает?
В студии – статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Ведущий – Павел Анисимов.
АНИСИМОВ: Где искать эту маркировку, и как проверить, что, например, те же духи – настоящие?
ЕВТУХОВ: Маркировку найти несложно. На каждой единице продукции, которую приобретает сегодня покупатель в любой точке розничной продажи – можно обратить внимание, на неё наносится такой штриховой код, цифровой код, вернее, штрих-код, дата-матрикс, и сразу понятно, что, во-первых, продукция подлежит обязательной маркировке... Но перечень той продукции, которая сегодня в Российской Федерации должна маркироваться, он существует и утверждён распоряжением правительства.
Я думаю, что уже ряд наших граждан сталкивались с маркировкой, приобретая продукцию из меха; уже 3 года существует цифровая маркировка. Правда, в отличие от того вида маркировки, которую мы распространяем сегодня на молочную продукцию, на сигареты, на лекарственные препараты, на ту же самую парфюмерию, это – радиочастотные метки, они более сложные и более дорогие, Но, во всяком случае, уже я уверен, что многие с этим сталкивались, и эта продукция уже несколько лет запрещена к обороту на территории Российской Федерации, если она не маркирована.
Существует специальное приложение для потребителя – «Честный знак», оно было разработано нашим частным партнёром – а у нас маркировка существует в виде соглашения о государственно-частном партнёрстве, нашим частным партнёром – компанией ЦРПТ (Центром развития перспективных технологий), оно легко закачивается в любой гаджет, в том числе и в смартфон. А дальше приложение наводится на этот цифровой знак, и потребитель получает всю необходимую информацию о товаре от момента его производства по всей цепочке и до выбытия, включая все характеристики товара. Или не получает. А вот если не получает, то, соответственно, это – поддельный код, и сразу есть возможность просто проявить сознание в рамках общественного контроля, заявить о том, что в той или иной точке продажи реализуется товар либо без маркировки, тот товар, который подлежит обязательной маркировке, либо с поддельным кодом. Вот, в принципе, так работает эта система сегодня.
АНИСИМОВ: В каком из секторов, по оценке Минпромторга, больше всего фальсификата и контрафакта?
ЕВТУХОВ: Точно оценить объёмы нелегального оборота не всегда возможно, потому что те предприниматели недобросовестные, которые нарушают закон, они прибегают к различным ухищрениям. Это и нелегальное подпольное производство, как правило, без регистрации, это уклонение от уплаты таможенных платежей, если товар возится из-за границы, в том числе за счёт того, что либо занижается стоимость этой продукции, либо вообще она провозится под другими кодами. Они не подают статистику о своей хозяйственной деятельности, ну, и, безусловно, всё это – экспертные рыночные оценки, но при этом они, как правило, достаточно точно отражают проблематику рынка.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью