Авторские материалы Суэц разблокирован: во сколько обошлась “пробка” и есть ли альтернативные маршруты
Персоны
Суэцкий канал разблокирован. Спасатели сняли с мели застрявший контейнеровоз Ever Given. Корабль взял курс к месту назначения. Своей очереди ожидают теперь ещё около 400 судов. Как скоро наладится судоходство по Суэцкому каналу – пока неясно. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
4:30 утра по египетскому времени: огромный контейнеровоз Ever Given сдёрнули с мели. Два десятка спасательных буксиров с ювелирной точностью разворачивают контейнеровоз вдоль берега и ведут его в фарватер. Капитаны транспортировочных судов аплодируют друг другу гудками.
Контейнеровоз Ever Given сел на мель 23 марта. По основной версии, сильный порыв ветра развернул четырёхсотметровое судно, и его выкинуло на берег Суэцкого канала. Контейнеровоз перегородил кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией. В "пробке" застряли несколько сот судов, в том числе нефтетанкеры, из-за чего подскочили цены на нефть.
Почти неделю контейнеровоз пытались сдвинуть буксирами, а дно вокруг судна углубляли экскаваторами. Работы осложнялись тем, что нос корабля повис на скальной породе. Египетские власти уже собирались разгружать Ever Given, но всё ещё надеялись на приливы, рассказывал советник президента Египта по вопросам морских портов Мохаб Мамиш:
МАМИШ: Нужно учитывать всё, что может помочь. Необходим план спасения, любое оборудование. Могли бы помочь и приливы. Но, вероятно, придется разгружать судно.
Очередной прилив помог сдвинуть Ever Given. После инспекции контейнеровоз отправят к месту выгрузки, в порт Нидерландов. Администрация канала обещает, что нормальное движение начнётся в ближайшее время (но когда точно – неизвестно). Сейчас формируется очередь из застрявших в пробке судов.
Рынки отреагировали на новость снижением стоимости нефти почти на доллар. Тем не менее блокировка Суэцкого канала заставила задуматься о бесперебойности поставок нефти и СПГ. Так считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
ЮШКОВ: От этого инцидента мы, конечно, выиграли, потому что повысилась стоимость именно российской нефти Urals. И по газу тоже: когда СПГ из Карата не пришёл, то цена поднялась с 200 до 230 долларов. Трубопроводный газ стали закупать активнее.
Из-за подорожания морского транзита и нехватки контейнеров китайские компании начали отправлять грузы по суше – железной дорогой через Россию. А эксперты всерьёз заговорили о Северном морском пути как альтернативе Суэцкому каналу.
Тем временем грузоперевозчики гадают, кто компенсирует им убытки. "Пробка" обходилась каналу в 15 миллионов долларов в день, а мировая экономика теряла около 10 миллиардов. Начались проблемы с поставками у американского автопроизводителя Tesla, Европе грозит дефицит электроники, а в Финляндии заканчивается кофе.
Администрация канала не исключает, что контейнеровоз сел на мель из-за ошибки экипажа. Хотя, по отзывам бывших членов команды, капитан судна много раз проходила через Суэц и справлялась даже при порывах ветра. Японская компания, которой принадлежит Ever Given, пока отмалчивается, но если вину экипажа докажут, её страховой компании придётся выплатить огромный штраф.