Авторские материалы Апелляция после ЕГЭ: больше, меньше или равно?
Персоны
После основного этапа ЕГЭ поданы 13 тысяч апелляций. Примерно 3 тысячи удовлетворены. Выпускники, а также их родители высказывают 2 типа претензий. Это либо недовольство тем, как проходила процедура сдачи экзамена, либо несогласие с результатами. Каждая апелляция рассматривается независимой комиссией. В каком случае нужно подавать апелляцию, может ли снизиться балл при ее подаче, какие процедурные нарушения могут привести к пересдаче ЕГЭ? Ответы на эти и другие вопросы – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Марины Костюкевич.
Если что-то на ЕГЭ пошло не так – давайте аргументы. И они у нынешних выпускников есть! Апелляция после сдачи экзаменов уже стала нормой и давно проходит в форме цивилизованного решения споров. Они бывают двух типов. Первый – это претензия по процедуре проведения экзамена. Она едина и прописана для всех. Потому какие-либо отступления от нее или нарушения обязательно должны фиксироваться и обжаловаться, говорит председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин. Ведь все это влияет на результат.
ПАНИН: В пункте сдачи есть определенная технология, которая должна соблюдаться. Начиная с того, что в конкретное время открывается пункт приема этого, руководитель ППЭ озвучивает нюансы, необходимые для всех присутствующих, вскрывает конверт. Неважно, в какой точке РФ мы будем находиться, везде всё должно быть сделано с соблюдением этих процедур.
Нарушением может считаться, например, отсутствие часов на стене или забывчивость педагога, который не предупредил о завершении экзамена за 30 минут. Или, скажем, внезапное отключение света, из-за чего какое-то время работа принтеров шла с задержкой, а значит, это могло сказаться на длительности выполнения работ. Все эти вещи могут быть оспорены, а ученик может получить возможность переписать работу.
Когда можно подать такую апелляцию? Только в день сдачи ЕГЭ и не выходя из пункта приема экзамена. Документ передается в государственную экзаменационную комиссию в тот же день. Время для доказательств в этом случае много не нужно. Есть видеонаблюдение: все можно подтвердить или опровергнуть. Если нарушение действительно было, школьник может переписать экзамен в резервный день.
А вот второй тип апелляции – по поводу несогласия с результатами ЕГЭ – пишется уже после того, как работа проверена, говорит Виктор Панин. Вам должны предоставить возможность увидеть свою работу после проверки.
ПАНИН: Посмотреть свою работу, убедиться, что оценка выставлена объективно, либо, наоборот, убедиться, что допущена ошибка со стороны оценивающих. И тогда настаивать на пересмотре результата. Не подав апелляцию, настаивать на пересмотре будет невозможно. Поэтому мы всегда рекомендуем подавать апелляцию, есть есть малейшие сомнения.
В каких случаях чаще всего возможен пересмотр результатов? Как правило, редко он бывает в точных науках. Там ошибки очевидны, и они, как правило, от невнимательности – самой "больной" проблемы на ЕГЭ. В подавляющем числе случаев оценка остается неизменной. А вот спорные моменты в тестах по русскому языку, литературе или обществознанию неспроста разворачиваются каждый год, рассказывает руководитель образовательного центра по подготовке к ЕГЭ Александр Скаковский. Здесь встречаются случаи субъективизма.
СКАКОВСКИЙ: В моей личной преподавательской практике были работы, сочинения по обществознанию, которые одним экспертом оценивались в 0 баллов, другим – в 6. Это всё происходит из-за несовершенства критериев, которые есть в разного типа заданиях. Представьте себе: 6 баллов – зазор. Это достаточно много. Ребята борются-то за 1 балл, а тут 6 первичных, которые превращаются в 10 вторичных. И поэтому субъективизм присутствует, и проблема, судя по тому, что я наблюдаю в последние годы, существует по всей стране.
Кого можно взять с собой на апелляцию? Законных представителей – родителей или совершеннолетних родственников. Безусловно, сам ребенок, подавший претензию, знает, в чем спорный момент, но при комиссии может растеряться. Потому такие сопровождающие допускаются. Можно принести также и справочный материал для аргументации. Но он должен быть определенного образца, поясняет Виктор Панин.
ПАНИН: Он имеет право отстаивать свою позицию со ссылками на учебники, пособия, но официальные. Из Интернета много можно что скачать, но нужны официальные ГОСовские материалы, которые прошли соответствующую экспертизу, те авторы, которые содержатся в перечне, утвержденном Минпросвещения.
Как быть, если даже после апелляции и всех аргументов со стороны комиссии ученик не признает результатов? Он может обжаловать и решение апелляционной комиссии, говорит Виктор Панин.
ПАНИН: Как правило, участвуют в разборе очень серьезные специалисты, которые разбираются в теме вопроса и могут действительно дать совместную взвешенную оценку. Но тем не менее, если ребенок не согласен с результатом рассмотрения, он может обжаловать это рассмотрение в суде.
Может ли апелляция рассматриваться в заочном формате? Да. В прошлом году в связи с пандемией в 74 регионах была организована возможность подачи и рассмотрения претензий в режиме онлайн. В этом году – в 79 регионах.
Всегда ли апелляция – это решение в пользу ее инициатора? Нет. Есть 3 варианта результата. Оценка после рассмотрения заявления и пересмотра работы может остаться той, которая была изначально. Баллы могут повысить, если выпускнику удастся доказать свою правоту. Но оценка в ходе рассмотрения апелляции может и снизиться, если будут обнаружены дополнительные ошибки.