Интервью Сдвиги в искусстве – тектонические
Персоны
Выставки и музейная жизнь в современных реалиях. Промежуточные итоги 10-30 лет.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И вот конец июня, начало июля. И вообще лето – это самое время подвести культурные итоги сезона, потому что жизнь и в театрах, и выставочная жизнь, музейная, и музыкальная, она все равно идет не календарными годами, а сезонами: и абонементы музыкальные на сезон продают, и театры в конце сезона объявляют планы на новый. И сегодня мы в этой студии подводим итоги арт-сезона, выставочные итоги сезона с двумя арт-критиками. Это Дарья Курдюкова. Добрый день, Дарья.
КУРДЮКОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: И Михаил Сидлин. Михаил, приветствую.
СИДЛИН: Добрый день, Григорий. И я бы хотел сразу добавить, что, конечно, мы подводим не только итоги сезона, но я вам хочу сказать – даже итоги 10-летия, а, может быть, 20-ти, а то и 30-ти лет. Потому что мы подводим итоги целой эпохи. Потому что довольно очевидно, что в этом сезоне завершилась эпоха. И точно так же, как итоги месяца мы зачастую подводим не в конце месяца, а месяц у нас продолжается иногда и два, и три месяца. Так же мы понимаем, что вот эта эпоха 10-х годов, скажем так, она завершилась в 22-м году. И эти итоги, они, конечно, требуют от нас полного пересмотра всего, что было сделано.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, я думаю, что действительно вы правы. В том числе и потому, что всякие такие вот тектонические сдвиги, как нынешние, которые происходят в мире, а не только здесь. Ну и, конечно, искусство неминуемо тоже на это будет откликаться, и появится какое-то новое искусство, и новые какие-то будут отклики на все, что происходит, какие-то более стремительные, менее. Как известно, люди театра не устают повторять, что первые серьезные попытки осмыслить 17-й год в театре – это "Бронепоезд 14-69", "Любовь Яровая", "Дни Турбиных", это уже конец 20-х годов. То есть 10 лет должно было пройти прежде чем приходит какое-то осмысление. Мы понимаем, что, наверное, искусство изобразительное, оно более оперативное ну в том хотя бы плане, что часто здесь мы имеем дело с каким-то откликом, который происходит в данный момент, эмоциональным ответом художника на происходящее. И можно говорить, наверное, о каких-то уже и здесь первых примерах. Но давайте, да, поговорим об итогах сезона, и сквозь призму итогов сезона, да, смотреть ретроспективно и на то, что можно говорить о более протяженном отрезке временном.
Даша, я смотрю, что у вас целый конспект подготовлен, поэтому давайте начинать.
КУРДЮКОВА: Да, потому что всего я не упомню. Начну я с хорошего. Вот открылась выставка Морозовых, вокруг возвращения которой из Франции было много разных-разных разговоров и так далее. И мне показалось, что там есть такая условность, когда вы входите в Белый зал, собственно заглавный текст переведен на английский и на французский язык. И понятно, что это нужно делать, и что найдутся зрители, которым это до сих пор нужно, но все равно это выглядело очень странно. Вот эта вот изоляция, которая началась, и неизвестно, сколько она продлится у музеев, которые долго учились делать не только проекты посещаемые, но и проекты интересные на международном уровне, вот это собственно как бы камень, который упал в пруд, и как далеко разойдутся его круги – неизвестно. Потому что, мне кажется, ответом на эту ситуацию могло бы стать создание, формирование, усиление, развитие (нужное подчеркнуть) какой-то собственной там кураторской школы сильной. Но опять-таки в условиях того, что очень велик страх сейчас у институции совершенно разного уровня перед тем, что хочется, можется показать, вот я не уверена, что эти сильные кураторские проекты будут развиваться как бы снизу, по разным причинам – объективным и субъективным. Вот это главное для меня...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью