Авторские материалы Время носить наше: московские компании наращивают производство качественной одежды
Персоны
Московские компании в этом году пошили одежды втрое больше, чем за прошлый год. Таков их ответ на уход зарубежных марок с российского рынка. Как сообщили в мэрии, "с начала этого года выпустили в 2,7 раза больше изделий, чем за аналогичный период прошлого. Объем заказов увеличен до 32 миллиардов рублей". В том, насколько высок спрос на продукцию столичных швейников и стала ли она реальной заменой ушедшим брендам, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
После исхода зарубежных брендов витрины, полки и рейлы заметно погрустнели. Марки, в которых привыкли одеваться с ног до головы всей семьей, как оказалось, незаметно приучили нас одеваться только у них. У некоторых даже возник вопрос: а где теперь мы будем покупать футболки, кофты, куртки, шапки? "Вы их купите у нас", – ответили московские швейники и нарастили свое производство, чтобы заместить хотя бы часть потребностей, рассказывает президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева.
БЕЛЯЕВА: В Москве есть меры поддержки. У нас есть малые предприятия, которые делают современную молодежную женскую одежду, и, поскольку есть поддержка и есть спрос, они нарастили объемы.
За несколько месяцев с начала года пошили одежды больше почти в 3 раза. Производство спецодежды в Москве выросло на 46%, а трикотажных и вязаных изделий – на 35,6%. Сейчас в столице – более 200 предприятий легпрома. Но что из себя представляют такие товары? Насколько они конкурентоспособны? Готов ли покупатель условных Zara или HM пойти в их магазины? Пока замещение произошло лишь на треть, констатирует эксперт моды, стилист Влад Лисовец, который внимательно следит за ситуаций на рынке.
ЛИСОВЕЦ: Есть, кто пытается, есть хорошая одежда, но, к сожалению, таких брендов – очень мало. Сейчас только на 30% рынка российские бренды могут предоставить одежду. Нет одежды парадно-выходной, нет супернарядной для вечерних мероприятий. Обычные футболки-майки – это все, конечно, появляется, это все есть, и очень неплохого качества. Но в целом мы пока еще находимся в этом кризисе, когда у нас нет выбора. Ты ходишь, выбираешь и понимаешь, что ты пока не можешь удовлетворить свои потребности.
Безусловно, есть марки, которые чувствуют тренды, изучают спрос и не готовы расслабляться только потому, что основные конкуренты – далеко, продолжает Влад Лисовец.
ЛИСОВЕЦ: Наши стали больше уделять внимания качестсву, крою, витринам , и вообще позиционировать себя . И вообще многие борются за своего клиента , и цветовая гамма и качество товаров , оно становится все лучше и лучше .
Покупатели уже не проходят брезгливо мимо полок с российской одеждой. Немало марок стали очень популярными. В этой ситуации наши швейники используют неоспоримые преимущества российских товаров на российском рынке, добавляет Светлана Беляева.
БЕЛЯЕВА: Наша одежда – она учитывает климатические условия, изменения по сезонам, требования, типологию одежды. Если у нас из азиатских стран идут размеры S, M, L, то у нас давно есть "вилка" размерная, и человек знает 42 размер, 44, 46. Поэтому доверие к отечественной продукции сейчас растет.
Что особенно хорошо продается? Научились шить куртки, пальто, домашнюю одежду, спортивные костюмы, которые интересны потребителям. Изменились лекала. Заметно влияние трендов (в том числе уличных). Наши дизайнеры стали смелее. Выбор тканей удалось сохранить высоким. Хотя отечественных и европейских среди них – немного, рассказывает Светлана Беляева.
БЕЛЯЕВА: Главные поставщики тканей у нас – не Европа, а Турция и Китай. Есть Индонезия, Индия, дружественные страны. Вьетнам тоже, наши дружественные бывшие республики СССР. Есть белорусские ткани, узбекские, немного из Казахстана.
Европейские образцы, безусловно, тоже добираются на наш рынок. Через параллельный импорт. Но эти ткани, как правило, используют марки, претендующие на звание "премиум-класса" либо уже являющиеся таковыми. Среди российских производителей одежды сейчас таких – немало.
Остро стоит вопрос кадров. Дефицит – налицо. Спрос повышается. Заказы увеличиваются, а создавать и шить одежду некому. Кто-то из-за этого переносит свое производство в другие страны, где есть рабочая сила. Некоторые предпочитают оставаться в России и набирать технологов и портных здесь, рассказывает Светлана Беляева.
БЕЛЯЕВА: Дефицит кадров. К сожалению, в швейной отрасли еще не самые высокие зарплаты, ситуация меняется с увеличением спроса. И сейчас с увеличением спроса более серьезно ставится вопрос о подготовке кадров – от рабочего до модельера-онструктора.
Нынешнее время – прекрасный шанс заявить о себе всему швейному цеху. Огромная востребованность швей, дизайнеров, IT-технологов, закройщиков. Сейчас как никогда высок запрос на новые имена и бренды. И это надо использовать всем участникам рынка – и новичкам, и тем, кто уже имеет свою нишу, говорит Влад Лисовец и подсказывает, как надо грамотно заявлять о себе.
ЛИСОВЕЦ: Искать известных людей, кто мог бы о вас напомнить, чтобы знали, что вы есть. Я бы посоветовал делать более симпатичную нарядную одежду. Больше элегантности. И сегодня это найти очень сложно. И, конечно же, хотя бы капсульно делать коллекции для модников. Чтобы они могли купить, носить и популяризировать ваш бренд российского производителя.
Сейчас это поддержат и столичные власти. Наступил тот случай, когда на одежду обратили внимание на самом верху. Москва представляет льготное кредитование, земли в аренду без торгов для масштабных инвестиционных проектов – только шейте и одевайте людей. Например, недавно город одобрил выделение инвестору участка на северо-востоке Москвы для создания завода по пошиву форменной и гражданской одежды. В строительство объекта планируется вложить 870 миллионов рублей. Когда проект запустят, предприятие сможет увеличить объемы производства в 2 раза – до полумиллиона товаров в год.