Интервью "Пьесы не берутся ниоткуда, нужно создать пространство, где они рождаются"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня я с удовольствием представляю гостя – это Эдуард Бояков, основатель и художественный руководитель Нового театра, только что выпустивший новый фильм, и много чего еще. Обо всем, не знаю, успеем или не успеем. Приветствую, добрый день, Эдуард.
БОЯКОВ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: И я бы начал с колонки, которую вот только-только, я летел в самолете и прочитал в одной из наших российских центральных газет. Где довольно интересная была мысль о том, что если новая поэзия (та поэзия, которая отвечает на какие-то важнейшие вопросы сегодняшнего времени), она уже появилась и звучит, и чтобы ей проклюнуться через асфальт и прочие преграды особых проблем, она (поэзия) не испытывает, то для того, чтобы появился новый театр, нужна серьезная институциональная работа, и нужна поддержка. И вот ты приводишь пример в том числе работы в театре "Практика", тобой же созданным и руководимым, когда через театр "Практика", как и до этого через Театр.doc (другой театр совершенно, не имеющий отношения к тому, что происходит под этим названием уже сегодня).
БОЯКОВ: Не системный.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да. Тоже пришло как минимум, наверное, полтора-два поколения. Сегодня это кто-то из этих драматургов по-прежнему с нами, кто-то, к сожалению, по тем или другим причинам – нет. Ну, мы не можем заставить людей сделать тот выбор, который был бы близок нам. Что нужно делать для того, чтобы театр действительно изменился? Потому что я вот недавно был в Дагестане, встречался с вице-премьером, он говорит: срочно нужны пьесы. Я говорю: ну, тогда получится пьеса "Чего изволите?". Для того, чтобы появился новый театр, нужна более какая-то тоже серьезная работа. И здесь вот, встретив эту статью, эти твои слова, я понял, что они во многом соответствуют и моим представлениям, и моим ожиданиям о том, что так просто и так быстро, и без усилий, как это случается с поэзией, здесь не обойтись.
БОЯКОВ: Оговорюсь, что поэзия, конечно, предполагает огромное усилие. Просто это усилие имеет отношение к личной судьбе, к личной стратегии, к пути поэта. И поэтому поэт отвечает за себя. Впрочем, так же, как и писатель. Я в своей колонке говорил о поэзии, просто используя повод. Потому что действительно выходят сборники.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да и, собственно, работа с поэзией – это тоже твоя работа.
БОЯКОВ: Я всю жизнь этим занимался, и, конечно, я радуюсь тому, что Маргарита Симоньян активно делает поэтические вечера, продвигает это все. Это, безусловно, здорово, это хороший знак времени. Можно сказать и про литературу, что, конечно, мы и в 2010 году, мы в 2015 году, мы в 2020 году имели полноценную, серьезную, конкурентоспособную, если говорить о цивилизационном выборе, если говорить о цивилизационном суверенитете, у нас была и есть литература, поэзия была и есть. Я еще раз повторю, что 2015-2016 год – это время, когда и мы делали очень много поэтических вечеров с новой поэзией. Захар Прилепин издавал потрясающий совершенно сборник "Я – израненная земля", где наряду со всеми нынешними звездами молодыми (я имею в виду Догареву, Ревякину, Ватутину, Караулова) были патриархи представлены, такие как Юрий Кублановский и Олеся Николаева. Очень глубокие стихи, и тогда это все уже было сказано.
Что касается театра и кино, это – да, это очевидно совершенно. Я говорю сейчас банальности, но на самом деле я вынужден их говорить, потому что эти банальности не осмыслены, они не сопровождаются какими-то действиями, какой-то реальностью. То есть театр и кино требуют серьезной и глубокой институциональной работы...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью