Авторские материалы Водителей автобусов не хватает, несмотря на хорошие зарплаты

22 ноября 2023, 21:06

Персоны

Во многих российских регионах не хватает водителей автобусов. Пассажиры жалуются на большие интервалы в движении транспорта. И это несмотря на то, что водителям автобусов готовы платить неплохие деньги. Каковы перспективы? Разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Нехватка водителей автобусов – это проблема многих регионов. По данным HeadHunter, с января по октябрь российские работодатели разместили на сайте этого сервиса более 400 тысяч вакансий для водителей. Это превышает прошлогодние показатели на 53 процента. При этом количество резюме на одну вакансию снизилось. К примеру, в Ростовской области в среднем – всего два отклика на одно предложения. Другие кадровые агентства жалуются, что число вакансий вдвое превышает количество резюме. В Нижнем Новгороде не так давно не хватало 500 водителей общественного транспорта. В Екатеринбурге – 800. В Саратове на линию не выходит каждый четвертый автобус. И это несмотря на неплохую зарплату. Водителям общественного транспорта в среднем по стране предлагают 85 тысяч рублей в месяц. Еще год назад средняя планка была существенно ниже – меньше 70 тысяч.

Ситуация с кадрами – непростая, отмечает директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова.

РАКУЛОВА: Действительно, большая нехватка водительского состава. Проблема уже выведена на государственный уровень. Мы надеемся, что будут обучающие программы для людей, которые ищут работу.

Дефицит водителей ощущается даже в Москве и области, где им готовы платить по 100-150 тысяч рублей в месяц. Так, в Подмосковье основное транспортное предприятие "Мострансавто" предлагает работу водителям автобусов во многих областных парках. Социальный пакет, бесплатный проезд на общественном транспорте, иногородним предоставляется общежитие и даже 30 тысяч рублей подъемных. Тех, у кого нет прав, готовы обучать для получения категории D. Обновляется парк автобусов. Только в этом году на линии вышли 1 тысяча 300 новых машин.

Но пассажиры все равно иногда подолгу ждут транспорт, свидетельствует наш коллега Руслан Быстров. На автобусе он добирается из Левобережного района Химок до станции метро "Ховрино".

БЫСТРОВ: Я пользуюсь маршрутом 344 – это самый востребованный маршрут Подмосковья. Раньше проблем не было. Автобусы ходили вовремя. Один за другим. Но вот вчера возвращаюсь домой в 10:30 вечера, когда людей должно быть меньше, однако стоит большая очередь на автобус. В чем проблема? Стал читать домовый чат. Люди пишут, что проблема существует уже не первую неделю. И все это связано с тем, что не хватает водителей автобусов.

На днях власти сразу нескольких регионов запретили иностранцам с патентами работать водителями автобусов и такси. Это касается, в частности, Курганской, Магаданской и Челябинской областей. Трудно сказать, как это скажется на работе такси. Но с автобусами хуже не будет, поясняет Татьяна Ракулова.

РАКУЛОВА: Серьезная, квалифицированная профессия. Она требует постоянного повышения квалификации. Переобучения. Мы не можем взять к себе мигрантов на работу просто так.

То есть запрет для мигрантов на работу водителями автобусов ситуацию не ухудшит. Но и привлечение мигрантов в эту сферу не поможет. Среди них мало квалифицированных специалистов. Существует также проблема оттока кадров. Люди устраиваются в небольшие компании для редких перевозок. Скажем, рабочих от общежития на стройку и обратно. Зарплата сопоставима с той, что получают водители на регулярных маршрутах. А работа легче. В итоге во многих регионах повышается средний возраст водителя автобуса. В Нижнем Новгороде, к примеру, это 53 года. То есть в автопарках остаются люди, которые уже не хотят в своей жизни никаких изменений. А молодые водители, напротив, не держатся за место. И при первой возможности идут туда, где платят больше.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация