Картинка

Интервью Продюсерам не хватает драматургов, а драматургам – "нормальных продюсеров и режиссеров"

14 июля 2024, 23:15

Персоны

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И как обычно по воскресеньям, в этой студии мы подводим культурные итоги недели. Время от времени мы еще здесь говорим и о каких-то важных проблемах театрального образования.

В этом году впервые ГИТИС объявил набор на драматургию. И как выяснилось, вообще в России нигде драматургов не учат. Потому что и в Литинституте имени Горького, и в знаменитом Екатеринбургском государственном театральном институте (где уже не одно десятилетие преподает наш любимый драматург и "солнце русской драматургии" Николай Владимирович Коляда) – там учат литработников. Это вроде бы не мешает программе сочиняться как программе, которая готовит драматургов, но все-таки в некоторых ситуациях для человека, который покидает стены института и ищет работу, важно, чтобы в дипломе у него было написано именно то, работу какую он ищет.

И я рад сегодня приветствовать в нашей студии драматурга, сценариста Елену Исаеву, которая согласилась стать мастером, а до этого выпустила вместе с Сергеем Коробковым две магистрских программы.

ИСАЕВА: Три. Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: Три даже магистерских программы драматургов в Театральном институте имени Щукина. И поскольку мы, что называется, бок о бок с разных сторон наблюдаем за театральным процессом уже тоже не первый год, то, наверное, начну с такого вечного плача российского о том, что у нас не хватает сценаристов, что это чуть ли не главная проблема российского кино. Хотя, например, если говорить о театре, то у меня есть ощущение, что драматургов не хватает. И я в этом году был в жюри "Золотой маски", и у нас была номинация "Драматургия", и какие только конспирологические комментарии и объяснения тому, что мы не дали никому из трех, по-моему, представленных драматургов и пьес, мы никому не дали награду. И ни один не предположил, что просто нам не понравились эти пьесы, что они были просто плохи именно как пьесы. Хотя и спектакли тоже, на мой взгляд, были такими же неудачными. Но кризис драматургии, мне кажется, он тоже присутствует в сегодняшнем театре, хотя пьесы, как мы знаем, есть. Про сценарии, про этот кризис что ты думаешь?

ИСАЕВА: Он есть. Но это не кризис нехватки сценаристов или драматургов. Это кризис несовпадения и непонимания с продюсерами и режиссерами. Потому что, когда продюсер или режиссер ищет под свою задачу сценариста, чаще всего (ну вот то, что я наблюдаю), они ищут человека, который готов записывать за ними их идеи и потом их идеи разрабатывать и идеально, гениально воплощать. Естественно, из этого ничего не получается, потому что записыватели и разрабатывали чужих идей, как правило, не являются все-таки гениальными художниками. А если человек сам что-то из себя представляет и хочет делать что-то свое, то, как правило, это не устраивает продюсера или режиссера, потому что… ну, чаще всего продюсера, да. Понятно, что это закручено на больших деньгах, и люди несут ответственность, люди волнуются за результат, поэтому они имеют право спрашивать и диктовать какие-то свои условия, как они видят. Но все-таки у них взгляд-то не писательский. И поэтому, когда художник лишен какой-то своей свободы, то вот здесь и получается "нашла коса на камень". То есть они говорят, что им не хватает сценаристов, а сценаристы считают, что нету нормальных продюсеров и режиссеров. И это я слышу повсеместно, просто сценаристов никто не спрашивает ни о чем, в основном интервью берут у продюсеров – у тех, кто создает весь этот процесс и как бы отвечает за все, грубо говоря. Но это опять же, когда рождается идея внутри коллектива.

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть это такая будет индустриальная история.

ИСАЕВА: Я понимаю, что нужны ремесленные ребята, которые будут заточены под определенные задачи и будут эти задачи выполнять. Ничего в этом плохого нету, потому что в любом виде искусства есть ремесленники, которые штампуют какие-то хорошие кружки, и эти кружки покупают все. А есть эксклюзивная какая-то кружечка, которая стоит, и ее купит только человек, который вот точно поймет ценность этой кружечки. Так вот мне кажется, что наша задача, ГИТИСа, воспитывать "два в одном"...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация