Авторские материалы Слишком дорогой Дед Мороз: почем артисты на дом
Персоны
За два месяца до Нового года резко подорожали услуги Деда Мороза и Снегурочки. Средний чек за час их визита нынче в праздничные дни – 10 000 рублей. Это плюс 38% к прошлогодней цене. Организаторы мероприятий с домашними поздравлениям объясняют такой скачок ростом издержек, а экономисты считают, что здесь большое значение имеет... психологическая инфляция. Марина Костюкевич приценилась, во сколько обойдется в декабре этого года приглашение артистов в костюмах Деда Мороза и Снегурочки.
Дед Мороз со Снегурочкой лично в этом году придут поздравить далеко не всех желающих – визит стал не по карману среднестатистическим семьям. Цена за услугу в среднем за год выросла на 38%. Приглашение актеров с поздравительной программой в Москве обойдется от 8 900 рублей. Если звать одного персонажа – это от 5 до 14 тысяч рублей в зависимости от того, сколько детей его ожидают. Имеет значение и откуда придут гости. Если заказывать через агентство с подписанием договора – одна цена, если же пригласить частников, самодеятельных артистов через соцсети – стоимость будет ниже втрое – рассказывает член Совета Национальной ассоциации организаторов мероприятий, руководитель ивент-агентства Сергей Князев.
"Если обычные Дед Мороз и Снегурочка в таком городе, как Москва или Санкт-Петербург, то поздравления за 3-5 тысяч – при этом чаще всего халтурная программа). Профессионалы стоят от 15 до 25 000 рублей в этом году".
Есть варианты и дороже: 50-150 тысяч рублей за час визита. В этом случае детей навестят профессионалы высокого уровня, в роскошных костюмах, со специальной программой, реквизитом и декорациями. Можно заказать встречу премиум-класса. Цена – от полумиллиона до 10 миллионов рублей. В этом случае в роли Деда Мороза и Снегурочки выступят известные артисты, телеведущие или стендаперы из юмористических программ. Стоимость согласовывается со звездой – рассказывает Сергей Князев.
"У нас запросов на то, чтобы медийные персоны пришли и поздравили детей, достаточно много. В том числе даже телеведущие, даже те, которые ведут, например, прогноз погоды. У нас в этом году будет несколько телеведущих".
Но откуда такой рост цен за год в три раза? Причина, как в любой сфере, единая – инфляция, полагает Сергей Князев.
"Выросли цены на продукты, топливо, коммунальные услуги. В этой связи те, кто работает в сфере организации мероприятий, в том числе Деды Морозы – Снегурочки, так же, как и все на рынке, повышают стоимость своих услуг. А второе – это спрос. Спрос нынче выше, чем в прошлом и позапрошлом годах".
Безусловно, дорожает такси или бензин для частной машины, на которой передвигаются артисты. Пусть даже пришлось шить новые костюмы. Но это все равно не 38 %. Цены повышают просто от того, что визиты сказочных героев – это высокорентабельная сфера. Да, сезон спроса короток, но отдача мгновенная. Поэтому здесь речь идет скорее о психологической инфляции, говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
"Дед Мороз и Снегурочка – это обычные люди. Когда они видят, что вокруг дорожает молоко, мясо, хлеб, удаление зуба, мебель, они друг другу говорят: у людей появились деньги. Раз деньги появились, значит, люди заплатят. Не имея отношения к издержкам, просто-напросто психологически повышают цену".
Учитывают организаторы и время прихода сказочных героев. Пиковое время -- с 23:00 31 декабря до часу ночи 1 января. И цена в этом случае еще плюс 25-30 000 к базовой. Если родители, например, хотят, чтобы Дед Мороз вручил детям подарки, это также дополнительная сумма в зависимости от пожеланий. Отдельная доплата и за чаепитие с Дедушкой Морозом. Впрочем, с теми, кто работает частным порядком и принимает заказы лично или через соцсети, можно договориться о скидках. Но неизвестно, чем обернется такой визит. Сюрпризы могут быть и неприятными. В роли сказочных героев могут оказаться непрофессионалы, люди, не умеющие найти общий язык с детьми или выпившие персонажи. А можно и вовсе в новогоднюю ночь нарваться на грабителей. Такие случаи бывали – рассказывает Сергей Князев.
"Если у вас нет договора с печатями и подписями, а вы уже дали предоплату, то вы все риски взяли на себя. Если к вам заявились в неподобающем виде, не допускайте их и тут же вызывайте полицию".
В Союзе защиты прав потребителей напоминают: заказ на встречу с новогодними героями дома – это услуга. И на нее распространяются все законы и правила. И если, например, Дед Мороз придет в гости пьяным, то клиенты смогут потребовать возврат средств, подав иск в суд. Важно собрать доказательства. Например, сделать фото или снять видео такой встречи. Кстати, за испорченный праздник можно также требовать возмещения и моральных издержек.