Авторские материалы Российские ноутбуки нарасхват: экспертная аналитика
Персоны
В России с ноутбуками все более-менее нормально, заявил глава Минцифры Максут Шадаев. По его словам, есть сегменты производства, где очень высокая доля отечественной продукции. Продажи ноутбуков российских брендов действительно резко выросли. Надолго ли? В этом разбирался Борис Бейлин.
БЕЙЛИН: В течение года продажи российских ноутбуков серьезно увеличились. По объему проданного наши устройства обошли американские. Доля российских ноутбуков сейчас составляет 11 с половиной процентов. У американских, таких, как Dell, HP и Apple, – только десять. Естественно, лидируют ноутбуки, сделанные в Китае и на Тайване. Asus, Lenovo, и многие другие. Они занимают более 70 процентов рынка.
Тем не менее, еще два года назад доля американских брендов составляла 30 процентов, а российских – лишь четыре процента. В 2023 году продажи американской продукции снизились до 13 процентов. А российские бренды смогли занять нишу в семь процентов. То есть фиксируется непрерывное увеличение. Причем сильнее всего выросли отечественные бренды Digma, Fplus, Aquarius и Kraftway.
Конечно, все эти ноутбуки можно назвать российскими только условно. Многие из них даже собираются не в нашей стране, – поясняет ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
"Это российские бренды, которые часто заказывают производство за рубежом. В Китае. По сути, это использование своего бренда, шильдика. При этом есть и российские производства, где собираются платы, где монтируются компоненты на платы, это гарантирует безопасность. Таких производств несколько. Но вся компонентная база не российская. Сегодня, если мы говорим о мировом опыте, ни одна страна не может обеспечить полный цикл производства".
БЕЙЛИН: Большинство используемых технологий – американские. Процессоры – тайваньского производства. Остальные детали – китайские. Любой производитель сможет собрать из этих элементов ноутбук. И для любого кошелька. Скажем, на рынке есть российские устройства дороже 200 тысяч рублей. Однако не они способствуют росту продаж. Ноутбуки под российскими брендами действительно выдерживают конкуренцию только в нижних сегментах рынка, – отмечает Эльдар Муртазин. Это ноутбуки за 40, 35 и 30 тысяч рублей. А то и дешевле.
"Я сомневаюсь, что этот рынок будет стабильно расти. Причина простая. Наши устройства выступают в "первой цене". Это самые дешевые устройства. Здесь мы уступаем по долговечности устройств и их качеству, но выигрываем из-за того, что производитель находится в России и есть гарантийное обслуживание. Ждать роста продаж не приходится. Мы уже видели взлет этих марок за последние 20-30 лет. Но дальше спрос сходил на нет, потому что побеждало соотношение цена – качество, которое предлагают производители, специализирующиеся на ноутбуках и производящих их в больших количествах".
БЕЙЛИН: Напомню, что в начале 90-х именно компьютеры российской сборки продавались лучше всего. Когда других почти не было. Это 386-е, 486-е и первые пентиумы. Их просто собирали как конструктор из импортных деталей. Иногда продавали вообще без собственного шильдика. Для многих они стали первыми домашними компьютерами. Но к концу 90-х ситуация изменилась. На рынок пошли устройства, собранные в других странах.
Добавлю, что всего по итогам девяти месяцев текущего года в России продали более двух с половиной миллионов ноутбуков на 160 миллиардов рублей, что на 12 процентов больше показателей всего 2023 года.