Картинка

Авторские материалы Сотрудников банков накажут за мошенничество

12 марта 2025, 12:49

Персоны

Банки намерены наказывать сотрудников, которые участвуют в мошеннических схемах по выдаче кредитов. Финансовые организации обратились в Центробанк с предложением ввести специальную административную и уголовную ответственность для тех, кто оформляет клиентам займы, зная, что те находятся под влиянием злоумышленников. Кроме того, банки предлагают защитить кредитную историю клиента в том случае, если кредит был оформлен под давлением. Подробности инициативы – в материале Екатерины Косинец.

Большинство кредитов, которые берут жертвы мошенников, оформлены в одних и тех же отделениях банков. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что операции проводят одни и те же сотрудники. Банки обратили внимание на подозрительную закономерность и подготовили обращение к регулятору, где просят предусмотреть персональную ответственность для тех, кто не просто не пресёк, но и, вероятно, посодействовал преступлению.

За единичное нарушение регламента оформления кредита либо в случае подтверждённого факта содействия мошенникам в выводе полученных денег предлагают наказывать по административной статье. Тех, кого повторно уличили в подобном, необходимо привлекать уже к уголовной ответственности, уверены руководители банков и просят закрепить за собой право увольнять таких сотрудников в связи с утратой доверия.

Но этот вопрос – не уровня регулятора, уверен председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей "Союз защиты прав потребителей финансовых услуг" Игорь Костиков. По его мнению, таким образом банки пытаются снять с себя ответственность и переложить её на сотрудников.

КОСТИКОВ: Многие годы банки сами стимулировали своих сотрудников зарабатывать деньги, получать премии на привлечении клиентов, в том числе на кредитные продукты, которые для них не были предназначены. И сейчас, когда ситуация начинает меняться, у сотрудников банков в связи с этим падают бонусы, они ищут альтернативные пути. Да, здесь, конечно, главная роль должна быть у службы безопасности банка, а не у Центрального банка.

Действия уличённых в содействии мошенникам сотрудников действительно подпадают под уже существующую статью «Мошенничество в сфере кредитования» с использованием служебного положения. Теперь ответственность за выдачу кредита обманутым гражданам предлагают распределить между всеми участниками операции – кроме банков, вовремя отследить и заблокировать подозрительную процедуру должны и операторы платёжной системы, и, в том числе, сотовые операторы, которые пропускают звонки злоумышленников.

Инициатива предполагает также процедуру досудебного возмещения клиенту похищенных таким образом денег.

Сейчас за всё отвечают банки. И на недавнем совещании президента с Центробанком и членами правительства прозвучало предложение эту ответственность ужесточить. По мнению представителей банковского сообщества, на уровне организаций уже разработаны и внедрены достаточные для предотвращения хищений меры.

С июля прошлого года банки обязаны блокировать платежи, которые совершаются без согласия клиента и с его согласием, если есть основания полагать, что его обманывают злоумышленники. В таких случаях перевод приостанавливают на два дня, а если это перевод через СБП – отменяют. Клиента информируют о возникших подозрениях. Но если он возобновляет платеж, то банк уже не отвечает за последствия и не может возместить потери.

Чтобы в результате мошеннических действий не пострадала кредитная история клиента и он смог при необходимости в будущем получить заём, в истории предлагают делать специальную отметку в случае, если кредит был оформлен под давлением мошенников. К тому же эта информация может помочь в будущем защитить граждан, которые наиболее подвержены влиянию мошенников. Доступ к таким данным планируют предоставлять всем банкам через специальную базу ЦБ. К клиентам с повышенной внушаемостью можно будет применять дополнительные меры охлаждения при последующих обращениях.

Те, кто знает про себя, что не умеет рассчитывать собственные силы при кредитовании, или опасается обмана, поспешили оформить самозапрет. Такой сервис заработал на портале "Госуслуги" с 1 марта. Только за первые 10 дней работы им воспользовались более 5 миллионов россиян. Однако мошенники не готовы отказываться от части своей целевой аудитории. Тем, кто был уверен, что обезопасил себя, стали поступать звонки. Преступники представляются сотрудниками портала и сообщают, что процедура была проведена неверно. А дальше всё – по давно известной и отработанной схеме: чтобы всё исправить, предлагают пройти по ссылке, которую направляют в мессенджер. И эта ссылка, разумеется, ведёт на фишинговый сайт.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация