Картинка

Авторские материалы Цены кусаются: продажа рыбы через биржу изменит ситуацию?

7 апреля 2025, 13:28

Персоны

Федеральная антимонопольная службы предложила продавать часть выловленной рыбы на бирже. Задача – таким способом снизить цены, поскольку сейчас из-за посредников стоимость рыбы возрастает в 2-3 раза. Экономисты отнеслись к такой идее с интересом и считают, что надо попробовать. А вот участники рынка выступили резко против. Они считают, что это не решит проблемы. Почему – узнала Марина Костюкевич.

Цены на рыбу кусаются уже давно. Даже простые и популярные ее виды, такие как селедка или минтай, в последнее время здорово подорожали.

ФАС, отследив всю цепочку от рыболовецкого судна до прилавка, выявила, что рыба доезжает до магазина через несколько посредников, каждый из которых накручивает к цене вплоть до 50%. В результате конечная цена возрастает в 2-3 раза.

Чтобы эту ситуацию изменить в пользу покупателя, служба предложила продавать рыбную продукцию на бирже.

Но участники рынка резко отрицательно отнеслись к такому предложению. Они уверены: это не решит проблемы. Их доводы таковы: биржа создает риски покупки "кота в мешке", биржа не сократит цепочку поставок, а станет еще одним дополнительным посредником, а еще биржа сломает уже существующие связи рыбаков и рыбопереработчиков. Это станет дополнительной нагрузкой для отрасли – считает исполнительный директор Рыбной ассоциации России Александр Фомин.

ФОМИН: Рыба – это не биржевой товар, который нестандартизирован, есть разные виды продукции, как это будет продаваться – не очень понятно. А во-вторых, это негде хранить. Что, каждый сам у себя будет хранить, а продавать будет какой-то посредник. Идея в снижении цен на рыбу, но биржа это не тот способ, чтобы это приводило к снижению цен на рыбу. Она всегда убыточна. И чтобы она не была убыточна, не нужно никакое регулирование цен. Рынок сам все отрегулирует.

Но если рынок не смог отрегулировать, и цены постоянно идут вверх, то может быть ФАС сумеет их упорядочить? Возможно, предложение недостаточно проработано, но в целом идея вполне заслуживает интереса – считает член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха.

ИЛЮХА: Сейчас, допустим, кто-то садится на какой-то канал сбыта и работает на этом канале. Если люди будут знать, что все это можно купить в открытом доступе через биржу, то это снизит давление со стороны существующих продавцов. Т.е сейчас, допустим, переговоры монопольного продавца рыбы идут так: ты больше нигде не возьмешь, а если будешь договариваться, то это долго. Если будет у покупателя альтернатива купить на бирже или брать у поставщика своего, но дороже, то они могут убедить поставщика за счет этого снизить цены.

По экономическим законам биржа – это очевидная конкуренция, что не может не повлиять на цены положительно (для потребителей). Но так ли это будет на практике, покажет только опыт. Потому логичным было бы попробовать сначала продавать небольшой объем – предлагает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ Высшей школы экономики Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Конечно, весь объем продавать через биржу нельзя, максимум 25-30%. Но ради эксперимента я бы оценочно пошел на это предложение. И посмотрел бы месяца через 3-4, может быть полгода, как работает торговля. Как организуется спрос и предложение. Если цена действительно будет снижаться, как говорит ФАС, то тогда можно установить квоту 25-30% продаж через биржу. Если это не поможет и у рыболовов появятся издержки, ну тогда отменить это действие.

Но при этом эксперты предупреждают – организовать биржу по рыбе будет не так-то просто. Один только вопрос: в каком месте ее создавать, можно решать долго и сложно. И напоминают, что торговать рыбной продукцией можно и сейчас через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, однако, пока этот канал не востребован, что доказывают мизерные объемы продаж.

Как считают в Росрыболовстве, идея ФАС продаж через биржу имеет свою логику, но требует серьезной проработки.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация