
Авторские материалы Таксистов хотят освободить от бумаг
Персоны
Путевые листы, акты техосмотра и медосмотра, а также страховки таксистов переведут в электронный вид. В России разработали программу экспериментального правового режима для такси. Она предполагает активное внедрение искусственного интеллекта и цифровых технологий в сфере пассажирских перевозок. Экспериментальные правовые режимы в первую очередь нужны для того, чтобы проверить работоспособность тех или иных пилотных проектов, отработать правоприменительную практику. Какой будет таксистская общая база данных, разбирался Сергей Гололобов.
Бумажная бюрократия отвлекает таксистов. Заполнение многочисленных справок и протоколов вырывает уйму времени из напряженных таксистских смен. Поэтому водителям желтых автомобилей решили помочь в Минтрансе. И уполномочили Центр стратегических разработок разработать что-нибудь такое, что снимало бы бумажную нагрузку на таксистов. Центр не подкачал и подготовил программу, согласно которой для такси будет введен экспериментальный правовой режим (ЭПР). Он предусматривает перевод всех бумажных документов – путевых листов, актов техосмотра и медосмотра, а также страховок – в электронный вид. Для этого необходимо внедрить единое приложение для водителей такси, в котором они смогут в цифре оформлять все свои документы. Важно понимать, что упрощение работы касается лишь писанины – не рвать бумажную справку на морозе замерзшей шариковой ручкой, а по современному тыкать пальцами в клавиатуру смартфона. Но процедура ежедневных техосмотров или, например, медосмотров останется прежней, офлайновой, пояснил руководитель центра компетенций Общественного института развития такси Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.
ШВАГЕРУС: Предполагается, что всё равно водитель поедет. Потому что как его проверить, да? У нас смартфон еще не врач, да? И потом просто-напросто ему не на бумажке будут ставить печать, а в смартфоне.
Помимо упрощения бумажной бюрократии, это еще – и некая защита от подделки документов. Всё-таки, все электронные справки будут храниться в общей базе данных, и, если что, к ним всегда можно обратиться и тщательно изучить. Правда, создание вот этого таксистского банка информации – труд тяжелый и с неясными перспективами. Учитывая, что ведомства и компании до сих пор неохотно делятся друг с другом своими базами данных, констатирует Станислав Швагерус.
ШВАГЕРУС: Приложение нарисовать красивое – это одно. А чтобы свести в этом приложении все государственные базы данных, медицинские, обеспечить через телефон прохождение техосмотра, медосмотра, выписку путевого листа – это нужна крайне серьезная и огромная государственная информационная система, на которой будет базироваться это приложение. Но пока это – только идея. А что касается реализации, тут очень много вопросов.
В рамках экспериментального правового режима также предлагают отказаться от запрета на выполнение заказов перевозчиками вне региона регистрации. Сейчас же таксист, живущий, например, в подмосковной Коломне, не может взять заказ в соседнюю Рязанскую область, хотя до неё – несколько километров, а до Москвы, в которой работать имеет право, – больше ста. Электронное оформление в рамках ЭПР позволит отвязать автостраховку от места регистрации таксиста, отметил зампредседателя Общественного совета при Минтрансе России, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
ЗОТОВ: Данная система в том числе важна, к примеру, когда у тебя возникает ДТП и у тебя нет разрешения. Тут очень важно, чтобы страховка работала в этом случае. И, конечно, если водитель выполняет заказ в другой субъект, а страховка выдана в рамках одного региона, то есть разрешение, то тоже возникают очень большие сложности с возмещением, выплатами и т.д. Поэтому здесь экспериментальный правовой режим – он сразу на стыке решает возникающие проблемы в будущем.
Разработчики экспериментального правового режима идут дальше банальной замены бумажных процедур электронными. К ЭПР должен подключиться искусственный интеллект. Для чего? Например, он по фотографии сможет оценить размер ущерба от аварии. Не нужно ждать аварийного комиссара и инспектора ДПС. Соответственно, значительно ускорится процесс урегулирования страховых случаев. Потерпевший сможет получить выплату уже в течение 10 минут после фотофиксации повреждений через приложение.