Картинка

Авторские материалы Нельзя заставить интернет забыть: как используют цифровых двойников

23 апреля 2025, 13:46

Персоны

Искусственный интеллект разрушает актёрские карьеры. Те, кто продал права на использование своего образа, превращаются в цифровых рабов. Их лица их голосом предлагают в соцсетях сомнительные товары и даже участвуют в политической агитации. Столкнувшись с такими последствиями необдуманного контракта, артисты открывают договор. А там мелким шрифтом сказано, что право – бессрочное, всемирное и безотзывное. О том, как образ человека начинает жить своей отдельной цифровой жизнью и на ком в этом случае лежит ответственность за его действия, – материал Екатерины Косинец.

Потерять лицо – публичных людей (а в особенности – артистов) всегда сопровождала эта опасность. Неосторожное высказывание на публике, участие в низкопробном проекте ради заработка. Но сегодня угроза стала ошеломляюще буквальной: актёры по всему миру сталкиваются с использованием их образов. Лицо начинает жить своей жизнью – рекламирует сомнительные товары, рекомендует небезопасные медицинские манипуляции, агитирует за определённые политические силы и выступает с эзотерическими проповедями и предсказаниями конца света.

Адам Кой, 29-летний актёр из Нью-Йорка, заработал, как ему казалось, лёгкие 1000 долларов. Несколько часов на зелёном фоне он демонстрировал некоторый набор эмоций и произносил отрывки текста. Подписав передачу прав на использование образа сроком на один год, с деньгами отправился домой. Вскоре знакомые ему рассказали, что видели ролики, на которых он предстаёт в роли предсказателя с пророчествами ужасных катастроф. Южнокорейский актёр Саймон Ли обнаружил свою цифровую копию, которая в образе врача пропагандирует нетрадиционные методы лечения в соцсетях. Британский актёр и модель Коннор Йейтс неожиданно для себя стал лицом политагитации в Буркина Фасо в дни, когда в западноафриканском государстве готовился госпереворот.

Договоры, которые актёры заключают с компаниями, на деле оказываются кабальными. При прочтении мелкого шрифта выясняется, что образ может быть использован в любой точке планеты с любыми целями, а отозвать права уже невозможно. Однако побороться всё же стоит – говорит д.ю.н., профессор Московской Юридической академии, президент юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго. Например, недобросовестную компанию можно попытаться уличить в несоблюдении условий договора.

СЕРГО: В конце концов, условия договора, которые были заключены под влиянием заблуждений, под влиянием неправильного его восприятия, под влиянием трудных финансовых условий – это всё тоже является основанием, достаточно лёгким для расторжения заключённого договора. Ну и использование образа в принципе в контексте, который дискредитирует репутацию самого актёра, тоже может быть основанием для обращения с тем же иском в суд, для взыскания компенсации.

Если внимательно прочитать договор (хотя бы уже и после того, как цифровой двойник начал строить нежелательную для его владельца карьеру), заручиться поддержкой высококвалифицированного юриста и набраться терпения, то можно расторгнуть контракт, получить компенсацию и даже принудить компанию-создателя порочащего контента выпустить какое-то опровержение. Но есть другой аспект – технологического уровня: интернет, а теперь – и искусственный интеллект, помнит всё. И эта проблема – намного серьёзнее, продолжает Антон Серго.

СЕРГО: Научив его чему-то, его практически невозможно этому «разучить». Что-то «развидеть» искусственный интеллект как таковой не может. Схемы искусственного интеллекта достаточно на сегодняшний день небрежно обращаются с контентом в сфере интеллектуальной собственности, авторского права (в том числе лиц, образов, фотографий и прочих). Но при этом инструментарии что-то исключать из них – на сегодняшний день достаточно развитого нет. Я думаю, что это – проблема, с которой в ближайшее время столкнутся и практики, и законодатели не только нашей страны, но и других стран тоже.

Есть и ещё одна трудность, которую пока не научились разрешать ни в одной стране. Это когда для создания спорного по своему содержанию материала используют не образ, за права на который актёру заплатили, а нейросеть сама генерирует изображение, которое похоже на определённого известного человека. Лицо узнаваемо, а технически оно этому человеку не принадлежит. В законодательстве по авторскому праву есть вполне конкретные определения, которые объясняют, что можно понимать под плагиатом, а что можно назвать творческой цитатой. Вероятно, в сфере ИИ-творчества тоже придётся вводить подобные понятия и прописывать законы. Но путь этот, утверждают специалисты, – долгий и непростой.

Авторские материалы. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация