В Доме Остроухова проходит выставка "Потерянный временем"
Дом Остроухова открывает выставку "Потерянный временем" к 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова. Он был представителем так называемого "тихого искусства", далекого от идеологии и актуальных тем советского времени. О мастере, который при жизни остался неизвестным, Ксения Луженкова.
"Пусть они называются другими именами, пусть живут в другие эпохи, в них я вижу себя как в зеркале", писал художник Михаил Соколов о своей любви к литературным героям. Он искал вдохновения в туманном прошлом. Арлекин из блоковского "Балаганчика", Анна Каренина на скачках. Но заказ от книжного издательства Соколов получил всего однажды, в 1934 году, иллюстрировал "Орлеанскую девственницу" Вольтера.
"Уменьшили формат книги и выбросили половину его рисунков. Он был очень этим огорчен, хотя хорошо заработал на этой книге. Там есть героиня Юдифь. Она по сюжету отрубает голову, и здесь он это показывает", – говорит ведущий научный сотрудник научно-экспозиционного отдела "Дом И. С. Остроухова в Трубниках" Наталья Реброва.
Женские образы вдохновляли Михаила Соколова и в авангардистской юности, и в импрессионистской зрелости. Он не стремился изображать советскую реальность, конструировал фантастические образы порой из подручных средств.
"Он для своей жены – Марины Баскаковой – придумывал шляпки. Когда они шли в гости или на встречу, он в эти шляпки, созданные из картона и других подручных материалов, втыкал куриные перья, которые сам раскрашивал", – объясняет куратор выставки Юрий Петухов.
В 20-е годы Михаил Соколов уничтожил почти всё авангардное наследие. Приятельнице Антонине Софроновой он писал: "Нам всю жизнь будет доставаться за увлечение "измами". Так и случилось. В 1938 его арестовали. Художник продолжал творить и в лагерях. На кусочках папиросной бумаги размером со спичечный коробок он писал зубным порошком, смешивая его с цветным грифелем. Миниатюры отправлял друзьям в письмах. Путь преодоления художник выразил и в серии "Страсти" на евангельские сюжеты.
"Мы видим черно-белые контрасты, нервные линии. Рваный иногда штрих. В порыве страсти или напряжения нервного художник прорывает бумагу. "Поцелуй Иуды" – здесь художник использует лак. Эта графическая вещь становится не просто цветной, она начинает действительно играть разными красками", – рассказывает старший научный сотрудник Ярославского художественного музея Нина Голенкевич.
Литературная часть экспозиции из архивов Музея истории российской литературы. Ранние кубистские пейзажи и графические портреты из частных коллекций. Столь масштабно творчество художника представлено впервые.
