Авторские материалы Меньшиков омолодил Театр имени Ермоловой
Персоны
Сенсацией можно назвать новость о назначении Олега Меньшикова художественным руководителем Театра имени Ермоловой. Поможет ли это театру сделать качественный рывок, и в какую сторону, задумался обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Труппе Театра имени Ермоловой сегодня представили нового худрука - известного киноактера Олега Меньшикова. Впрочем, чужим его в этом театре не назовешь, он здесь играл в перестроечные годы, на заре своей актерской юности и в самом начале актерской зрелости. Спектакль Валерия Фокина по пьесе Радзинского "Спортивные сцены 1981 года", где, правда, помимо Меньшикова играли также Татьяна Доронина, Татьяна Догилева и Виктор Павлов, - этот спектакль и сегодня входит и в золотой запас Ермоловского театра, и в биографии Меньшикова занимает почетное место.
Приход Меньшикова - хороший повод поговорить и об омоложении режиссерского корпуса столицы, и о преемственности. Меньшикова выбрал нынешний худрук театра Владимир Алексеевич Андреев, они давно знакомы, даже дружат, и Андреев, конечно, не уйдет, продолжит играть, он, тут и говорить не о чем, не только народный артист СССР, которых осталось сегодня не так уж много, он лучший актер этой труппы, а теперь будет делить эти лавры с Олегом Меньшиковым. Меньшиков, правда, не станет самым молодым худруком в Москве - театрами в Москве руководят сегодня не только Дмитрий Бертман, но еще и Евгений Писарев, и Карбаускис, все остальные - старше, многие - сильно старше, но Андреева Олег Меньшиков, конечно, сильно моложе, на 30 лет. Так что и омоложение руководящего состава режиссерского цеха в данном случае, конечно, тоже происходит.
Кстати, Андреев из тех немногих, кто давно уже подыскивал себе смену, приглашал на постановку Сергея Голомазова, хотел его видеть в кресле худрука, но Голомазова тогда назначили руководить Театром на Малой Бронной. Вот теперь, кажется, если не все, то многое сошлось.
Принято считать, что Ермоловский театр ближе всех других к Кремлю, хотя, наверное, он может и поспорить с Камерным музыкальным Покровского, но из драматических театров, конечно, Ермоловский - самый в географическом отношении к Кремлю приближенный. И находится в самом начале Тверской, то есть положение обязывает быть правофланговым. Меньшиков, конечно, из тех, кого можно назвать человеком успешным, и несмотря на успехи в кино, к театру он не охладел, создал даже свою театральную компанию и в выходные - по понедельникам - играет в Театре имени Моссовета. Там же с недавнего времени стал еще выступать со своим духовым оркестром. Другое дело, хороший, а может, и выдающийся актер, Меньшиков, во всяком случае, в театре, никогда не искал сотрудничества с сильными режиссерами. Когда-то работал с Фокиным, Ереминым, Петром Фоменко, а в последние годы чаще всего ставил сам и сам играл главные роли. Актеру же, в чем убеждает вся театральная история, даже самому великому сильный режиссер только в помощь. Став худруком, Меньшиков может воспользоваться такой возможностью, как это сделал, например, Евгений Миронов, а может вновь пренебречь. А публика, соответственно, может вдобавок к новому худруку приобрести еще и выдающегося актера или, приобретя худрука, актера очень хорошего потерять. Было бы жаль!