Авторские материалы «Шествие»: променад по страницам и главам поэмы Бродского
Персоны
«Бродилка» по Бродскому. Студия театрального искусства представляет «Шествие» – спектакль по одному из первых сочинений нобелевского лауреата. Поэтический променад артистов вместе с публикой по театральным коридорам и «закоулкам» человеческой души – вот что такое новое действо. В ритмах мистерии Иосифа Бродского прогулялась корреспондент "Вестей FM" Анна Владимирова.
Театр начнется с фойе! Здесь зрителей затянут в воронку лицедейства, очаруют вольно парящей рифмой и увлекут в извилистое шествие. Возглавят его друг за другом – то поэт, то Дон Кихот, то князь Мышкин, то Арлекин… Работая над формой постановки, режиссер спектакля Вера Камышникова оттолкнулась от названия поэмы и «пошла» по страницам и главам, уводя за собой и актеров, и публику:
КАМЫШНИКОВА: Театр – такое интересное пространство, что здесь есть повод и основание для каких-то проб, экспериментов... Конечно, риск, безусловно! И Бродский – риск, и эта вещь – риск. Неслучайно он не включил это в академическое издание, считал это очень несовершенным текстом. Но рисковать – это нормально! Я люблю Бродского, люблю эту его вещь, считаю, что в ней очень много заложено взрослого, мудрого, интересного. И очень узнаваемая природа этого рефлексирующего автора, который ищет ответы на вопросы, как мы все…
Рефлексирует автор по полной программе: он то одержим вдохновением, то сонлив и капризен. То находит любовь, то вновь ее упускает. Иногда прибывает в гармонии со своей возвышенной музой, а нередко угрюмо ее сторонится. У этого героя все внутри – и конфликт, и драматургия, говорит исполнитель роли Игорь Лизенгевич:
ЛИЗЕНГЕВИЧ: Как-то Сергей Васильевич Женовач приходил к нам на один из спектаклей, когда мы играли прогоны. И он сделал замечание, которое мне показалось безумно ценным для моей именно роли. Он сказал, что это должен быть не актер, а поэт. И вот я пытаюсь осознать, что это значит и как это сделать. Притом что там большое количество текста, большое количество мельканий перед зрителями. И вот чтобы быть не актером в этом шествии, а быть поэтом, быть неким сочинителем.
За линию реальности в спектакле отвечает прекрасная дама. Здесь вечно ускользающей возлюбленной поэта стала гостья из его же будущего. Рассказывает исполнительница роли Катерина Васильева:
ВАСИЛЬЕВА: Импульс к сочинению этого образа – все-таки личная история Бродского с его очень трудными, непростыми взаимоотношениями с Мариной Басмановой – основным адресатом его любовных стихотворений. И вот, пожалуй, это фантазия уже на тему. Хотя поэма написана до их знакомства, и моей героини изначально в поэме нет. То есть мы ее придумали для того, чтобы обострить конфликт автора не только с творческой составляющей, но и с личной, любовной.
Иосиф Бродский написал «Шествие» в 21 год. По форме это поэма-мистерия в 42 главах, где несколько персонажей в масках гуляют по дождливому Петербургу, наперебой рассуждая о поиске, смыслах, любви и бесконечности.