Авторские материалы Старший сын к отцу пришел! Театр Маяковского представляет спектакль по пьесе Вампилова
Персоны
Театр Маяковского представляет спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. В главной роли – Игорь Костолевский. Драма об одиночестве со счастливым финалом, вечный сюжет про конфликт поколений – вот что привлекает режиссеров в этой истории. «Старший сын» не устаревает и не теряет своей актуальности во все времена. На премьере побывала корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.
Старший сын к отцу пришел! Внезапно, лет через 20 после разлуки. А у папы – кларнетиста Сарафанова – в доме неспокойно: младший отпрыск – Васенька – безответно влюблен, дочь Нина одержима романтикой Сахалина. Таясь от своих детей, Сарафанов – некогда первый кларнет филармонии – играет на танцах и на похоронах. Однако по ходу пьесы все тайное станет явным. Спектакль сплетен из признаний и ссор, лукавства и примирений. Здесь нет хороших и плохих героев, а смешное и грустное связано «в морской узел», говорит режиссер-постановщик Анатолий Шульев.
ШУЛЬЕВ: Мне кажется, там хорошее сочетание трагического и комического. И как раз трагический фон в этой пьесе дает нам возможность с точки зрения визуального и музыкального оформления делать какие-то очень красивые вещи. Трагедия – это всегда про красоту. Но мне нравится, что в каждой сцене присутствует юмор, какая-то ирония, шутка.
В квартире Сарафановых – уют и чувство дома: добротный стол, чайный сервиз, белая скатерть. А где-то рядом – вокзал, перрон, поезда. Герои как будто все время «на низком старте»: Васенька набивает тушенкой походный рюкзак, чтобы убежать от несчастной любви, Нина готовится к свадьбе. А «старший сын» со своим приятелем вообще проездом в этом доме. Декорации к спектаклю обостряют ощущение всеобщего движения. Рассказывает сценограф постановки Мариус Яцовскис.
ЯЦОВСКИС: Как-то сначала придумали, что нужен мотив дороги, путешествия. Они же все едут: дочь уезжает, сын уезжает. Главные персонажи тоже куда-то едут. В конце концов и сам Сарафанов собирается уехать. Мотив какого-то внутреннего, душевного путешествия важен. Ну, мы придумали сделать легкий такой намек на станцию электрички – вот с этими столбами…
Фамилия «старшего сына» – Бусыгин. И, если по правде, от Сарафановых он так же далек, как его родной Челябинск – от Чернигова, в котором наивный отец когда-то оставил свою первую любовь. Однако на почве обмана, взаимного раздражения и мелких обид пробиваются ростки искренней привязанности, дружбы и любви. И в этом – парадоксальная актуальность пьесы Вампилова – как в прошлом веке, так и в нынешнем, уверен исполнитель роли Бусыгина Алексей Дякин.
ДЯКИН: А в чем разница? Мне кажется, люди везде одинаковые. Просто как они друг к другу относятся, как они защищают или, наоборот, обижают… Вот эта связь времен – она никуда не уходит. Все дело в людях! Допустим, вот Игорь Матвеевич играет моего папу – как он смотрит, как он разговаривает. Я чувствую: он одинокий, и я тоже одинокий.
Александр Вампилов написал свою пьесу в середине 60 -х. Ее отрывки выходили в толстых журналов тех лет под разными названиями: «Мир в доме Сарафановых», «Женихи», «Предместье». Наконец, в начале 70-х «Старший сын» обрел свое имя. И стал любимчиком на театральных сценах. Одной из самых популярных считается киноверсия пьесы с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях.