Авторские материалы «Революция за дверью»: в Москве открылась выставка Юрия Анненкова
Персоны
В Музее русского импрессионизма началась «Революция за дверью» Юрия Анненкова. Так называется выставка работ знаменитого живописца, писателя и декоратора. В экспозиции собраны его картины маслом, карандашные портреты, иллюстрации тушью. Что за наука спрятана в полотнах художника, каким он видел Максима Горького и в кого превратил товарища Троцкого – узнала корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.
От Куоккалы до Парижа. От нежных пейзажей – к броской абстракции, от классического портрета – к острым шаржам: на пути Юрия Анненкова было много резких поворотов и светлых вершин. Он испробовал почти все живописные стили. Часть из его картин – это чистая геометрия с прямыми углами и ровными линиями. После этюдов он садился за иллюстрации к «Мойдодыру» Чуковского, с которым дружил, и к поэме «Двенадцать» Блока, которого обожал. Открыть для публики Юрия Анненкова с разных сторон – такова цель выставки, говорит ее куратор Анастасия Винокурова.
ВИНОКУРОВА: В ранние годы он работал как импрессионист. Ранний период мы представляем двумя вещами: одна – из частного собрания, работа называется «У лампы», и вторая работа – из Третьяковской галереи – «Зимний пейзаж» – с совершенно таким характерным мазком – импрессионистским, дробным, интересом к природным состояниям, эффектам света и тени. И постепенно от этого он эволюционирует к кубизму. Юрий Анненков – абсолютно синтетический мастер: он и художник-иллюстратор, он и портретист. Но прежде всего он – виртуозный художник-график.
Он фиксировал на бумаге энергию времени. Нарисовал почти весь Серебряный век: на выставке есть его портреты Ахматовой, Блока, Замятина, Максима Горького. Не секрет, что автор «На дне» был обласкан советской властью. Жил в достатке, любил Восток, уважал антиквариат. Художник подчеркнул это простым карандашом: на одном из портретов часть лица Горького закрыта китайской вазой и фарфоровым Буддой. Юрий Анненков умел шутить. А значит – зрителю будет над чем посмеяться, уверена директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
ПЕТРОВА: Когда заходишь на выставку, взгляд невольно выделяет крупные, цветные, яркие вещи, и хочется устремиться к ним. Вот на этой выставке сделайте иначе. Подойдите к черно-белым графическим листам, рассмотрите детали. Вы будете поражены, насколько художник четко, внятно, интересно начинает с вами игру. На второй, третьей вещи вы в эту игру включитесь, а потом не сможете оторваться.
Раскрыть героя, показать психологизм сюжета – Анненков много работал и как сценограф. На выставке собраны зарисовки его декораций к спектаклям для БДТ и Театра Комиссаржевской. Отдельно в экспозиции представлены 17 портретов советских политиков, заказ на которые он получил в начале 20-х годов. Среди них возвышается гипсовый бюст опального лидера Коминтерна, продолжает Юлия Петрова.
ПЕТРОВА: Большую часть своей жизни это произведение провело под псевдонимом. Поскольку Троцкий был персоной нон-грата, для этого бюста владельцем был заказан специальный короб на постамент, на котором было написано «Свердлов», и большую часть эта скульптура провела на постаменте с надписью «Свердлов», а не «Троцкий». Совсем недавно в историческом смысле эта работа была раскрыта.
Юрий Анненков так и не принял до конца советскую власть. В 1924 году он уехал в Париж на выставку и остался во Франции. Там он «одевает» кинозвезд – от Жерара Филиппа до Жана Гобена и Мишель Морган. А как художник переходит в экспрессионизм и абстракцию.