Авторские материалы Проверка на прочность: защитит ли увеличенная гарантия от «запланированного износа» товаров

17 ноября 2020, 14:20

Персоны

В России предлагают увеличить гарантийный срок “товаров длительного пользования”. В эту группу входят детские игрушки, стройматериалы, электроника, мебель, автомобили и многое другое. Пользователи нередко жалуются в Сети, что купленный товар выходит из строя сразу после окончания гарантии на него. Некоторые видят в этом заговор производителей, которые вынуждают людей постоянно тратить деньги. Увеличение гарантийного срока, по задумке, должно защитить потребителей от этого. Однако многие эксперты в корыстные замыслы производителей не верят. С подробностями – корреспондент “Вестей FM” Александра Писарева.

В пожарной части в американском Огайо есть столетняя лампочка – она горит с 1901 года, даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Современная техника такой стойкостью, несмотря на развитие технологий, зачастую не отличается.

Нередко вещь выходит из строя ровно после окончания срока гарантии на неё – на форумах сотни похожих жалоб:

“Уже третья по счёту “мобилка” выходит сразу после окончания гарантийного срока. Причем беру всегда топовые модели. То аккумулятор “накроется”, то просто перестает грузиться. Нет никаких рычажков борьбы с этим?”.

Кстати, в 2012 году Верховный суд разъяснил, что проблемы с программным обеспечением тоже являются гарантийным случаем. Самое частое объяснение таких поломок – это так называемый запланированный износ. Якобы производители не заинтересованы в том, чтобы делать «вечные» товары – иначе кто будет покупать новые? Это, скорее, городская страшилка, говорит директор Испытательной лаборатории ТЭСТБЭТ Олег Драницкий.

ДРАНИЦКИЙ: Это такой же миф, как чипирование через 5G. Просто “волна идет”, люди передают друг другу и все начинают верить. Бывают случаи, когда прибор ломается по истечении гарантийного срока. Но они единичны. Потому что любой нормальный производитель думает о репутации. И если их товары будут ломаться после гарантии – никто не будет их покупать. Любой нормальный производитель заинтересован в развитии бизнеса, дальнейшей продаже товаров.

Но основания для подозрений у покупателей есть – так, 3 года назад компания Apple призналась, что намеренно замедляла работу старых смартфонов. Правда, позиционировала она это как “спасение клиентов от большей беды” – иначе якобы не справились бы аккумуляторы и устройства просто отключились.

В нашей стране по закону, если срок гарантии не прописан в договоре, он составляет 2 года. Авторы инициативы уверены: для “товаров длительного потребления” его нужно увеличить до 3 лет. Своё предложение они отправили главе Роспотребнадзора.

Электроника – смартфоны, планшеты, ноутбуки – кстати, на втором месте по количеству жалоб. В основном, как отмечают специалисты, это касается бюджетных моделей телефонов с сенсорными экранами. Первое место занимает обувь. Также претензии бывают к мебели и недвижимости.

На самом деле, как считают некоторые эксперты, за последние годы производители серьёзно продвинулись в подобных уловках. Действуют не «в лоб». Например, бывает, что из строя выходит лишь мелкая деталь, цена замены которой практически равняется стоимости телефона. Или появляется новая версия, по техническим характеристикам мало отличающаяся от предыдущей, а вот эстетически – заметно. Реклама упирает на то, что она (новая версия) более стильная и статусная.

В правовом поле товары разделены на 3 группы: обычные, длительного пользования и технически сложные – к последним относятся телевизоры, компьютеры, электроинструменты, холодильники и так далее. Гарантийные правила зависят от категории. “Обычные” покупки чаще всего просто меняют. Более сложные могут забрать в ремонт. А до этого – на экспертизу. Так можно лишиться товара на месяц, а то и больше. Многие предпочитают с официальными службами не связываться – самостоятельно сдают в сторонние мастерскими или просто покупают что-то на замену.

Продавцы иногда пользуются тем, потребители не знают свои права. К примеру, “товары длительного пользования” на время ремонта должны заменить, причём бесплатно. Исключения прописаны в законе – они касаются автомобилей, мебели, электротоваров для обработки продуктов и так далее. Не нужно сдаваться в таких ситуациях, комментирует председатель правления Фонда защиты прав потребителей "Гражданский патруль" Ростислав Антонов.

АНТОНОВ: Надо писать претензию. Если нет возможности подготовить претензию, то желательно обращаться либо в отдел по защите прав потребителей при администрации, либо в Фонд защиты прав потребителей. Очень часто бывает так, что одного звонка из Фонда бывает достаточно, чтобы продавец начал соблюдать действующее законодательство.

Юристы советуют покупать у проверенных продавцов – у них чаще всего налажена система решения подобных ситуаций. Проверять товары сразу после приобретения – не просто включить и выключить, а протестировать все функции. В целом к увеличению гарантийного срока специалисты относятся положительно. Правда, не для всех товаров, продолжает эксперт Ростислав Антонов.

АНТОНОВ: Абсолютно правильно, что во главу угла ставятся интересы потребителей. Но всё-таки здесь нужно изучить: для части товаров 3 года – нормальный срок гарантии – а можно и 5. Холодильники могут и 20 лет служить без проблем. А на какие-то товары такой срок даже не нужен. То есть нужно дифференцированно подходить. Но в целом предложение хорошее.

Скептики в Сети заговорили о том, что так ситуацию не исправить – якобы производители просто увеличат “запас прочности” ещё на год. А затем товары будут так же ломаться. Вряд ли это возможно, уверен директор Испытательной лаборатории ТЭСТБЭТ Олег Драницкий.

ДРАНИЦКИЙ: У производителей еще есть такое понятие, как срок службы. Он указывается в инструкции или поставочной документации. Это срок, в который производитель, во-первых, должен обеспечить ремонт изделия, хотя и не бесплатный. Во-вторых, поставить запчасти, что тоже достаточно сложно в плане логистики. Производителю снижать срок службы совершенно невыгодно.

Между тем эксперты отмечают, что ответственность следует проявлять и покупателям, а именно – изучать инструкцию. Многие этим пренебрегают. Причем это свойственно не только соотечественникам. А последствия могут быть куда серьезнее расстройства из-за поломки. Так, известно, что детские автокресла значительно снижают риски травмирования или гибели при аварии. Но, как показало одно из исследований, проведенных в США, 3/4 родителей устанавливают их неправильно, то есть фактически они бесполезны.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация