Картинка

Авторские материалы Автобусы хотят заменить “социальным карпулингом”

8 февраля 2021, 13:33

Персоны

За попутчиков расплатятся местные власти. В Подмосковье хотят запустить "социальный карпулинг" – совместные перевозки пассажиров на частных автомобилях между остановками общественного транспорта и удаленными от них жилыми районами. При этом стоимость проезда может просубсидировать государство. Реализовать проект планируют уже к 2025 году. Как будет работать социальный сервис перевозки попутчиков, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Дальние коттеджные поселки и глухие СНТ: общественный транспорт до них часто не ходит вообще или останавливается где-то за несколько километров. Добраться можно только на своём автомобиле либо такси. Неудобно.

Идею подкинул Минтранс. Возить пассажиров от этих населенных пунктов к автобусным остановкам и станциям электричек будут частники на своих автомобилях. Сначала – регистрация на специальном портале. И на нём договариваемся, что, мол, встречаемся тогда-то там-то и едем туда то. Собственно, эта схема и называется "карпулингом". Это – совместные поездки на автомобиле, когда пассажиры возмещают водителю часть расходов. А социальный сервис отличается от простого тем, что трудозатраты водителей субсидируют местные власти, то есть – государство. Например, автовладелец взял бы со своего клиента 100 рублей, но половину стоимости ему субсидируют. Значит, поездка для его пассажира обойдется в 50 рублей. Вопросов, конечно, возникает сразу множество, констатирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

БЛИНКИН: Если речь идет об СНТ или малых деревнях, то там это существует – люди подвозят. Организовать субсидирование такого рода перевозок технически невозможно. Поди, так сказать, разбери, кто действительно подвозит, а кто копеечку хочет получить на халяву. И никто в жизни не будет это регистрировать: вот простой человек на машине подвозит соседей – он будет на вашем портале регистрироваться?

Зарегистрироваться хотя бы для того, чтобы вступить в программу госдотирования. Это может быть даже очень выгодно для водителя. И для его попутчиков, которым надо будет платить меньше рыночной цены. И главное – государству тоже выгодно. Ибо во многих случаях можно просубсидировать обычные частные легковушки, вместо того чтобы пускать в этих малолюдных местах рейсы больших автобусов, отмечает председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.

ЯНКОВ: Это – вопрос механизма и экономического расчета. Если сейчас у нас там ходит автобус со средней вместимостью 30 человек, а там систематически ездят 3 человека, то надо посчитать. И выяснится, что субсидия на автомобиль обойдется значительно дешевле бюджету, чем субсидия на автобус, который "возит воздух". И если это выгодно в плане минимизации бюджетных субсидий, то на это можно пойти. Это не благотворительность.

Проблема, правда, еще в том, что сервисы по подбору попутчиков в последние годы стали притягивать криминал. Вспомним хотя бы драматичную историю 2-летней давности. Накануне нового – 2019 – года 29-летняя Ирина Ахматова взяла через BlaBlaCar попутчика, чтобы ехать с ним в Тулу. Пассажиром оказался ранее судимый рецидивист, 39-летний Виталий Чикирёв. На сервисе он был зарегистрирован по поддельному аккаунту. В итоге женщину он ограбил, убил, тело спрятал в лесополосе и скрылся на ее Audi в Ярославле. Преступника поймали. Позднее следствие установило ещё один эпизод нападения Чикирёва на женщину с попыткой изнасилования. То есть, зная эту и другие истории, потенциальные пассажиры "социального карпулинга" могут испугаться. Где-то в глухом лесу подсаживаться к незнакомому человеку в машину страшно. Но, с другой стороны, это не опаснее, чем голосовать рукой на трассе, уверен Кирилл Янков.

ЯНКОВ: Сейчас все эти поездки совместного использования – "карпулинг", BlaBlaCar и т.д. – гораздо безопаснее, чем когда люди 20 лет назад голосовали на дороге. Почему они безопаснее? Потому что везде остается "цифровой след". И по нему найти злоумышленников, как показывает опыт, гораздо проще, чем когда его нет. Поэтому безопасность информационные технологии существенно повысили.

Пока по поводу деталей социального частного извоза в Минтрансе идёт "мозговой штурм". А внедрить этот сервис подбора попутчиков планируют уже до 2025 года.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация