Авторские материалы Страховка смартфона: есть ли смысл?
Персоны
При покупке смартфонов продавцы зачастую навязывают россиянам услугу страхования гаджета. Но добиться выплаты в случае поломки или кражи телефона на практике очень сложно, а порой и вообще невозможно. Компании идут на различные уловки, чтобы занизить сумму компенсации или не платить вовсе. Корреспондент “Вестей FM” Екатерина Косинец выясняет, есть ли смысл тратиться на страховку при покупке смартфона.
Редкий продавец-консультант просто так отпустит клиента, купившего только телефон. “В нагрузку” он непременно попытается продать чехол, защитное стекло, наушники и… страховку.
Держа в руках новенький телефон, в эйфории мы готовы согласиться купить все эти “сопутствующие товары и услуги”. К тому же страховка может обойтись в районе 1 500, максимум 2 000 рублей. За 10 000 обещают полное покрытие при утрате последней модели популярной марки, которая стоит больше 100 000 рублей. Если гаджет разобьётся или потеряется, то нам обещают, практически гарантируют, что выплатят полную его стоимость.
Чтобы убедить клиента оформить страховку, менеджеры не стесняются предлагать практически преступные схемы:
“В 2017 году я купил себе телефон. И его магазин застраховал. То есть навязали мне эту страховку за дополнительные деньги. При этом шепнули мне менеджеры на ушко, что если тебе телефон этот надоест, то ты можешь его где-то утопить, расколоть – и тебе страховую премию без проблем выплатят. Или починят телефон”
Практически нет шанса уйти из салона без страховки у тех, кто покупает телефон в кредит. Без полиса многие магазины просто отказываются оформлять рассрочку под проценты. Но это – прямое нарушение закона, говорит руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь.
ПУШКАРЬ: Чаще всего страхование гаджетов происходит при получении кредита. То есть фактически банки обязывают покупателя вместе с получением кредита на гаджет приобретать страховку. Это сразу же нарушает статью 16 закона “О защите прав потребителей”, которая предусматривает запрет на обусловленность приобретения одной услуги приобретением другой.
О том, сколько кругов ада придётся пройти, чтобы получить выплату, продавцы обычно умалчивают. Да и сумма на практике может отличаться от той, что мы заплатили в магазине при покупке. В меньшую сторону, разумеется.
Когда страховой случай наступил, несём “пострадавшего” в магазин, где его покупали. С собой обязательно иметь: чек, паспорт и страховой полис. Теперь остаётся ждать результатов диагностики. Она может длиться несколько месяцев. Если специалисты сочтут, что аппарат ещё может послужить, то устранят поломку, и мы получим обратно отремонтированный гаджет. Если выяснится, что у нас «тотал», то берём заключение диагностики, заявление на выплату и идём с этим комплектом уже в страховую. Деньги должны вернуть в течение 30 дней. Максимум через месяц получаем, наконец, свою выплату. В противном случае придётся написать претензию и снова ждать.
Но страховые редко дают такие заключения, по которым можно потом получить полную стоимость покупки. Договоры страхования составлены таким образом, чтобы покупатель не смог впоследствии трактовать их в свою пользу, продолжает Игорь Пушкарь.
ПУШКАРЬ: Например, если даже в страховом полисе указано, что одним из рисков является хищение, то чаще всего там есть оговорка – например, что страховой полис действует только в том случае, если хищение произошло по месту жительства гражданина. То есть, если на улице он телефон потерял, его украли и так далее, то есть в другом месте, за пределами квартиры, то страховые компании отказывают в выплате, ссылаясь на этот пункт.
Если телефон упал в лужу или мокрый снег и при этом разбился, экспертиза обнаруживает внутри влагу и отказывает в компенсации. Ссылается на то, что “утопления” нет в списке страховых случаев. Или наоборот: говорят, что за “утопленника” готовы заплатить, а вот то, что гаджет при этом разбит, противоречит договору. Так что, мол, чините за свои деньги.
У жителя Иркутска пёс смахнул телефон с кресла на пол. Хотя повреждение гаджета животными входило в условия полиса, страховая не собиралась возмещать ущерб. Вот если бы собака разгрызла гаджет – тогда другое дело. А так технически телефон просто упал. Причастность питомца к поломке пришлось доказывать через суд.
Если телефон украли, то сначала нужно обратиться в полицию. Необходимо засвидетельствовать факт кражи. А это – целая история, рассказывает лишившаяся своего гаджета Александра.
АЛЕКСАНДРА: Ещё надо было доказать, что у меня его действительно украли. Меня привезли в отделение. Потом следователь просматривал камеры, на которых было видно, что я стою, ко мне подходят двое незнакомых и выдёргивают из рук что-то, какой-то предмет, и убегают. И вот после этого только они засвидетельствовали, что именно преступление произошло.
Задача №1 – убедить участкового открыть уголовное дело. А дальше – ждать расследования. Пока дело не закроют, оснований для получения страховой выплаты у нас нет. По крайней мере так было в случае Александры.
Некоторые страховые принимают только постановление о закрытии уголовного дела. Других удовлетворит и отказ в его возбуждении. Все эти условия должны быть прописаны в полисе. Как правило, мелким шрифтом.
Но первое правило при оформлении страховки на гаджет – даже не внимательное изучение договора: юристы, защищающие права потребителей, рекомендуют вовсе не страховать покупки в магазине. Если уж очень страшно за новенький смартфон – можно сразу после приобретения дойти до офиса страховой компании и выбрать подходящий полис там. По словам специалистов, это дешевле – из цепочки исключается продавец. А главное – в этом случае будет меньше уловок и больше шансов на последующее возмещение.