Картинка

Авторские материалы ЕС нарастит объёмы вывоза украинского продовольствия через Восточную Европу

20 июля 2023, 12:50

Персоны

Альянсу придется нарастить объемы ввоза украинского продовольствия через страны Восточной Европы, несмотря на их протесты, заявил глава внешней дипломатии ЕС Жозеп Боррель. В Еропе рассматривают возможность увеличить транзит по суше и воде после того, как Россия вышла из зерновой сделки. С подробностями – европейский собкор "Вестей ФМ" Регина Севостьянова.

Глава внешней дипломатии ЕС вновь обвинил Россию в раскручивании мирового продовольственного кризиса. Такое заявление Жозеп Боррель сделал перед началом встречи глав МИД стран ЕС сегодня в Брюсселе. "То, что нам уже прекрасно известно, это (выход России из зерновой сделки) создаст грандиозный и глобальный продовольственный кризис", – сказал дипломат. Он также обвинил Россию в намеренной атаке продовольственных складов в Одессе, что, по его словам, также скажется на мировой продовольственной безопасности.

ЕС намерен искать больше возможностей вывоза украинского зерна по земле – грузовым автотранспортом и по железной дороге, подтверждают здесь официальные лица.

ЕС официально поддерживает усилия Турции и ООН в попытках вернуть Россию к зерновой сделке. Ирландский премьер-министр Лео Варадкар подтвердил, что ЕС намерен активнее работать с так называемыми линиями солидарности, которые были запущены в сентябре 2022 года и по которым украинские продукты вывозятся не квотировано и без пошлин.

"Есть другие пути вывезти зерно с территории Украины", – сказал политик. – "Например, через Румынию или Польшу. Если Россия не дает Украине вывозить ее зерно и удобрения, мы должны помочь. Ведь то, что делает российская сторона, – очень неправильно. Это не просто сказывается на других людях, это бьет по самым бедным".

Румыния, Польша, а также Венгрия, Словакия и Болгария согласны, чтобы "линии солидарности" проходили через их территорию, но категорически возражают против того, чтобы украинская продукция оставалась на их территории. Накануне министры указанных пяти стран экстренно собрались в Варшаве, чтобы обсудить ситуацию.

Прошлой весной скопление вывезенного от соседей товара по "линиям солидарности" уже спровоцировало грандиозный кризис на их территориях – все склады оказались забиты застрявшим там зерном; местные сельхозпроизводители начали громкие акции протеста как против демпинга цен, связанного с отсутствием пошлин и квот на украинское зерно, так и против скопления продукта. В итоге им самим оказалось в прямом смысле некуда сваливать собственный урожай.

Накануне на встрече в Варшаве было заявлено, что в Венгрии не могут начать сбор подсолнечника и кукурузы, поскольку до сих пор нет свободных складов.

София, Будапешт, Бухарест, Братислава и Варшава обратились к Еврокомиссии с требованием продлить запрет на поставки кукурузы, пшеницы, рапса и подсолнечника на их территории как минимум до конца года. Сейчас "бан" действует до 15 сентября. При этом они согласны пропускать грузовики и поезда, следующие транзитом в другие страны.

По словам министра сельского хозяйства Венгрии Иствана Наги, "все, что производит Украина, учитывая ее размеры, оказывает чрезмерное влияние на европейский рынок". Он отметил, что проблема демпинга сейчас не только с зерном, но также с куриным мясом, яйцами, медом.

Поэтому, помимо требования касательно зерна, страны договорились обсудить с Брюсселем возможность "бана" на другие продукты, о которых столицы будут просить в индивидуальном порядке.

Польша, присоединившаяся к требованию о запрете поставок зерна на собственную территорию, готова рассмотреть возможность улучшения транзита через собственную территорию. Министр сельского хозяйства этой страны обвинил Россию в использовании зерна в качестве "боеприпасов". Роберт Телус заявил, что Варшава готова улучшить транзит через Польшу, если ЕС поможет с инфраструктурой. Наземная транспортировка зерна обходится дорого. ЕС, по мнению Варшавы, мог бы предоставить Украине или судоходным компаниям прогрессивную субсидию на оплату транзита в альтернативные порты, чтобы избежать нагрузки на европейские рынки.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация