Картинка

Авторские материалы Обязательная сертификация СИМ: как она повысит безопасность

10 сентября 2024, 18:35

Персоны

В России с будущего года будет введена обязательная сертификация электросамокатов как продукции повышенного риска для жизни и здоровья потребителей. Все ввозимые средства индивидуальной мобильности должны быть оборудованы устройством ограничения скорости и подключены к спутниковым навигационным системам. В связи с этим участники рынка опасаются повышения цен на самокаты. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Сертифицировать СИМ в России предполагается с 1 марта следующего года в соответствии с государственным стандартом, принятым еще 1 февраля 2023 года. После того, как процесс сертификации будет запущен, ГОСТ из рекомендательного превратится в обязательный. Основное требование касается максимальной скорости, которая не должна превышать 25 км/ч. Причем это ограничение должно быть установлено на конструктивном уровне еще на заводе-изготовителе. Электросамокаты с другими параметрами ввозить в Россию будет запрещено. Причем продавцы СИМ против этого не возражают, прекрасно зная, какую скорость может развить электросамокат.

ПРОДАВЕЦ: В основном модели, пользующиеся популярностью, – это которые покупают для детей, и они поддаются контролю через смартфон, т.е. с ограничением скорости, и максимальную скорость, которую они развивают, – это 30 км/ч. Есть модели для взрослых людей – полноприводные модели. Они, конечно, могут развивать скорость вплоть до 100 км/ч, что достаточно серьезно и ответственно, и требует, конечно, какого-то урегулирования.

Также все электросамокаты должны иметь функцию автоматического замедления в пешеходных зонах и систему спутникового слежения, которая заставит снизить скорость в медленных зонах, а, например, в парках включить фару спереди и фонарь сзади. При этом все СИМ должны быть укомплектованы светоотражателями и маркировкой с именем производителя. По словам организатора движения городских самокатов Let's kick Александра Нилова, главное требование – по ограничению скорости на конструктивном уровне – вполне логично.

НИЛОВ: Да, предложения по ограничению скорости есть практически во всех странах, и ограничения с завода на максимальную скорость есть в большом количестве самокатов. Это нормально.

В компаниях по аренде электросамокатов в целом поддерживают их сертификацию, но пока не знают, как будут взаимодействовать сразу две системы спутникового слежения – система ГЛОНАСС, к которой будут подключены все СИМ, и устройства с выходом в мобильный интернет, на которые как раз и поступает команда о нужной скорости – например, 15 км/ч в т.н. медленной зоне; режим меняется плавно, чтобы не возникало аварий. Совместимость датчиков ГЛОНАСС и установленных модулей на арендные самокаты еще не изучали: есть вероятность нештатного срабатывания при замедлении скорости, что может повысить травмоопасность продукции. По мнению руководителя центра индивидуальной мобильности Михаила Денисова, при сертификации все же необходимо разделять СИМ, которые сдаются в аренду, и те, что поступают в свободную продажу.

ДЕНИСОВ: Когда любая техника подведена к единому стандарту – это, безусловно, хорошо. Но стандарт должен учитывать все стороны, участвующие в эксплуатации. Когда речь идет о прокатных самокатах, то для них требования должны быть одни, а для частных самокатов – другие.

По мнению экспертов, в подавляющем большинстве случаев аварии с участием электросамокатов никак не связаны с их техническим состоянием, а их причиной являются действия пользователей. Поэтому, по словам вице-президента НАС Яна Хайцеэра, сертификация неотделима от дальнейших мер по отношению к СИМ.

ХАЙЦЕЭР: История с сертификацией – это одно, а история с безопасностью – другое. Но воедино они сольются в регистрации СИМ, куда можно повесить номер.

Участники рынка не исключают, что СИМ после введения обязательной сертификации могут подорожать, но главная проблема – что делать с уже продающимися или уже приобретенными в последнее время СИМ, многие из которых не соответствуют новым параметрам? Их количество исчисляется сотнями тысяч. Почти все эксперты говорят одно: ждать. Поскольку средний срок эксплуатации электросамоката составляет три-четыре года, а пик их продаж пришелся на 20-21 год, скоро неизбежно произойдет приведение парка СИМ к единому знаменателю, соответствующему государственным стандартам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация