Картинка

Авторские материалы "Интегральная оценка": для кого она важна

13 января 2025, 17:12

Персоны

В школах могут ввести «интегральную оценку» – средний балл по всем предметам. По задумке, эта оценка должна учитываться при поступлении в вузы. Таким образом хотят замотивировать школьников учить все предметы, а не только те, что нужны для сдачи ЕГЭ. С подробностями – Максим Иванов.

Систему оценок знаний пора менять, считают в РАО. Исходя из ЕГЭ, трудно понять реальные знания старшеклассников. Предполагается, что интегральную оценку будут учитывать в конкурсном отборе в университеты. Как конкретно это будет работать, пока неясно. По сути, это – средний балл за аттестат. Интегральная оценка может помочь школьникам, которые еще не определились с конкретной профессией, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Тем же, кто уже точно знает, куда идет, лучше сфокусироваться на необходимых для поступления предметах.

РЕМОРЕНКО: Есть школьники, которые приходят на эти программы с очень чётко сформированной профессиональной ориентацией, и для них, конечно же, вот эти все дополнительные вещи кажутся малоосмысленными. Но есть школьники, которые приходят в высшее образование, и они ещё не имеют такой жёсткой установки выбранной профессии, и они настроены попробовать, может быть, поэкспериментировать. И вот в этом случае такая оценка – она, конечно, осмыслена. Для одних ребят она должна значить что-то одно, для других – другое.

Выставление оценок в школе – субъективно, переживают некоторые родители. Учителя могут занизить или завысить балл в зависимости от личного отношения к школьнику. К тому же, "пятерка", заработанная в столичной спецшколе, – не то же самое, что "пятерка" в сельской общеобразовательной школе. ЕГЭ – более формальный и объективный способ оценки знания при поступлении в университеты, считает директор Центра образования №548 "Царицыно", народный учитель России Ефим Рачевский.

РАЧЕВСКИЙ: Пока что единственный адекватный фактор оценивания, или система оценивания, – это Государственная Итоговая Аттестация. Я сомневаюсь, что если кто-нибудь не знает, что Волга впадает в Каспийское море, но он узнает и получит интегральную оценку, когда все-таки скажет, что она впадает в Каспийское море, такой выпускник школы будет нужен хорошему или не очень хорошему университету. Поэтому я не вижу актуальности этой инициативы.

Проблему слабого общего образования следует решать по-другому – улучшением качества образования, причем не в старших классах, а в средней школе, считает директор Центра общего и дополнительного образования Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий.

КОСАРЕЦКИЙ: Странно решать проблемы качества образования исключительно за счёт инструментов оценки этого качества. Почему бы нам не подумать о том, как привлечь учителей, вовлекающих ребят и мотивирующих ребят, как самих ребят через содержание программ, через методики программ, через хорошие учебники заинтересовать. Инструменты, связанные с контролем, санкциями – они всегда вызывают определённого рода смущение. Они нужны, они важны, но делать исключительно ставку на то, что они решат проблему… Мне кажется, в этом есть определённого рода иллюзия.

В Рособрнадзоре сообщили, что готовы подключиться к обсуждению предложения. Представители ведомства напомнили, что вопросы приема в вузы находятся в ведении Минобрнауки, а получения школьных аттестатов – Минпросвещения.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация