Картинка

Авторские материалы Электросамокатчикам запретят сигналить пешеходам – что еще изменится в ПДД?

14 марта 2025, 13:26

Минтранс подготовил поправки к правилам дорожного движения, которые вводят новые требования для пользователей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Их водителей приравняют по статусу к водителям транспортных средств: они будут обязаны проходить тест на опьянение и останавливаться по требованию ГИБДД. Электросамокатчикам также запретят сигналить пешеходам с требованием уступить дорогу. Подробности выяснял наш корреспондент Олег Яхонтов.

Как известно, СИМ обрели свой законный статус в ПДД еще 2 года назад и анонсированные Минтрансом поправки не вносят ничего принципиально нового, а лишь уточняют уже действующие пункты документа. Например, парковка электросамокатов станет возможной только в местах, оборудованных специальными дорожными знаками, а если их нет, то в местах, где СИМ не создадут помех для движения пешеходов.

Также в поправках уточнено, что на электросамокатах нельзя ездить по тротуарам, за исключением случаев, когда вес устройства меньше 35 кг и рядом нет велодорожек. В жилых зонах у пешеходов будет приоритет, но они обязаны избегать создания необоснованных помех движению средств индивидуальной мобильности. Также максимальная скорость движения на электросамокате не должна превышать 25 км/ч. Ехать на такой скорости можно, если водитель, например, в случае неожиданного появления пешехода, сможет сбавить ход устройства или полностью остановить его без ущерба для других участников дорожного движения.

При этом при обгоне пешеходов или езде навстречу велосипедисты и пользователи СИМ обязаны соблюдать ограничение скорости до 10 км/ч и поддерживать безопасную дистанцию, чтобы избежать возможных столкновений. Кроме того, будет установлено более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом и введен однозначный запрет движения на электросамокате более одного человека вне зависимости от конструкции. И, наконец, дополненные правила содержат запрет водителям СИМ требовать звуковым сигналом от пешеходов пропустить их на тротуаре. По мнению представителя одной из компаний по аренде электросамокатов Дениса Балакирева, многие поправки в ПДД, касающиеся СИМ и так уже давно выполняются кикшерринговыми компаниями и не являются чем-то новым. Например, требования относительно ограничений скорости:

Чаще всего речь идет о тех местах, где есть значительный пешеходный трафик. В этих местах самокаты нашего сервиса уже сейчас замедляется до 15-10 км/ч. В ПДД сказано, что при движении параллельно с пешеходами водитель СИМ всегда должен учитывать, что приоритет на тротуаре всегда у пешеходов и скорость его движения в местах, где он пересекается с пешеходами не должна превышать скорость пешеходного потока. Просто сейчас в новых поправках это прописывается более точно.


Однако некоторые владельцы СИМ, которые используют их, именно, как средство передвижения, а не развлечения, указывают на то, что ограничение скорости до 10 км/ч может сделать самокат менее управляемым, а его водителю легче и проще будет идти пешком:

Такие инициативы однозначно убьют весь прокатный сервис и снизят туристическую привлекательность городов, потому что много туристов используют электросамокаты.

Однако с такой позицией не согласны пешеходы, которые зачастую вынуждены уворачиваться от электросамокатов, которые при этом еще и сигналят им, требуя уступить дорогу. Согласно обновленным правилам это будет запрещено, а движение электросамокатов по историческому центру, например, Петербурга, и так запрещено, поэтому любоваться красотами Северной столицы с платформы СИМ не получится в любом случае:

Одновременно с возможным обновлением ПДД ожидается и принятие законопроекта о введении ответственности для водителей СИМ и велосипедистов за различные нарушения. Сейчас этот документ готовится ко второму чтению. Согласно изменениям, максимальный штраф для водителей СИМ за нарушение ПДД, вырастет с 1,5 тыс. до 30 тыс. руб.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация