Картинка

Авторские материалы Автомахинаторы зарабатывают на виновниках ДТП

13 марта 2025, 16:33

Персоны

Автоюристы переключились на виновников ДТП. Страховые компании, похоже, нашли способы противодействия «махинаторам на ДТП», а вот обычные водители остаются беззащитными. Как работает схема и чем она грозит водителям, расскажет Ярослав Лукашев.

Так называемые автоюристы, ранее специализировавшиеся на взыскании денег со страховых компаний, сменили тактику и стали предъявлять финансовые претензии непосредственно виновникам мелких ДТП. Теперь водители, даже при незначительных авариях, могут неожиданно получить судебные иски, в которых фигурируют суммы ущерба, завышенные в разы, а иногда – даже на порядки.

Именно так произошло с жительницей Москвы, которая, выезжая с парковки, зацепила чужую машину. С владельцем пострадавшей машины договорились о компенсации ущерба на месте – и виновница ДТП даже порадовалась, что авария обошлась ей всего в 15 тысяч рублей. Однако чуть позже второй участник передумал и продал право требования компенсации автоюристу. Через несколько месяцев манипуляций с якобы независимыми экспертизами этот самый автоюрист обратился в суд с иском, в котором фигурировала сумма 170 тысяч рублей, а с добавлением расходов на юридические услуги, экспертизы и госпошлины она составила почти 200 тысяч рублей. Причем в судах разных инстанций ответчице так и не удалось избавиться от этих требований и всю требуемую сумму ей пришлось заплатить.

Главным инструментом так называемых аварийных комиссаров, заключающих договоры цессии, становится лазейки в законодательстве, рассказал адвокат Сергей Радько.

РАДЬКО: Когда определяется сумма ущерба с учетом износа для выплаты по ОСАГО, существует единая система, которая утверждена Центробанком для этих целей, – именно для определения суммы ремонта для выплаты по ОСАГО. Но для судебных экспертиз существует другая методика. Причем эти стоимости могут различаться, и иногда – довольно заметно.

Чаще всего именно разница в стоимости запчастей с учетом и без становится «рогом изобилия» для "профессиональных пострадавших" в ДТП. И при этом так называемые автоюристы умудряются оставаться в рамках законов, используя существующие лазейки.

Учитывая, что в нормативных документах действительно хватает неоднозначных моментов, страховые компании, до недавнего времени чаще всего становившиеся целью подобных исков, нашли способы противостоять. В зале суда так называемые автоюристы сталкивались иногда даже не с одним профессиональным адвокатом, и вокруг каждой запятой разворачивались настоящие прения. Процессы затягивались, и в итоге КПД подобных судебных исков для инициаторов сильно падал – грубо говоря, единица потраченного времени приносила им гораздо меньше денег.

В итоге автомахинаторы переключились со страховых компаний непосредственно на виновников ДТП – частных лиц, за которыми нет армии адвокатов. И такие случаи становятся все более и более частыми. И эксперты уверены, что схемы, нацеленные на рядовых водителей, будут развиваться, становясь все более распространенными, поскольку пока ни страховые компании, ни государственные органы не нашли эффективного способа пресекать такие махинации.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация