
Авторские материалы Автомахинаторы зарабатывают на виновниках ДТП
Персоны
Автоюристы переключились на виновников ДТП. Страховые компании, похоже, нашли способы противодействия «махинаторам на ДТП», а вот обычные водители остаются беззащитными. Как работает схема и чем она грозит водителям, расскажет Ярослав Лукашев.
Так называемые автоюристы, ранее специализировавшиеся на взыскании денег со страховых компаний, сменили тактику и стали предъявлять финансовые претензии непосредственно виновникам мелких ДТП. Теперь водители, даже при незначительных авариях, могут неожиданно получить судебные иски, в которых фигурируют суммы ущерба, завышенные в разы, а иногда – даже на порядки.
Именно так произошло с жительницей Москвы, которая, выезжая с парковки, зацепила чужую машину. С владельцем пострадавшей машины договорились о компенсации ущерба на месте – и виновница ДТП даже порадовалась, что авария обошлась ей всего в 15 тысяч рублей. Однако чуть позже второй участник передумал и продал право требования компенсации автоюристу. Через несколько месяцев манипуляций с якобы независимыми экспертизами этот самый автоюрист обратился в суд с иском, в котором фигурировала сумма 170 тысяч рублей, а с добавлением расходов на юридические услуги, экспертизы и госпошлины она составила почти 200 тысяч рублей. Причем в судах разных инстанций ответчице так и не удалось избавиться от этих требований и всю требуемую сумму ей пришлось заплатить.
Главным инструментом так называемых аварийных комиссаров, заключающих договоры цессии, становится лазейки в законодательстве, рассказал адвокат Сергей Радько.
РАДЬКО: Когда определяется сумма ущерба с учетом износа для выплаты по ОСАГО, существует единая система, которая утверждена Центробанком для этих целей, – именно для определения суммы ремонта для выплаты по ОСАГО. Но для судебных экспертиз существует другая методика. Причем эти стоимости могут различаться, и иногда – довольно заметно.
Чаще всего именно разница в стоимости запчастей с учетом и без становится «рогом изобилия» для "профессиональных пострадавших" в ДТП. И при этом так называемые автоюристы умудряются оставаться в рамках законов, используя существующие лазейки.
Учитывая, что в нормативных документах действительно хватает неоднозначных моментов, страховые компании, до недавнего времени чаще всего становившиеся целью подобных исков, нашли способы противостоять. В зале суда так называемые автоюристы сталкивались иногда даже не с одним профессиональным адвокатом, и вокруг каждой запятой разворачивались настоящие прения. Процессы затягивались, и в итоге КПД подобных судебных исков для инициаторов сильно падал – грубо говоря, единица потраченного времени приносила им гораздо меньше денег.
В итоге автомахинаторы переключились со страховых компаний непосредственно на виновников ДТП – частных лиц, за которыми нет армии адвокатов. И такие случаи становятся все более и более частыми. И эксперты уверены, что схемы, нацеленные на рядовых водителей, будут развиваться, становясь все более распространенными, поскольку пока ни страховые компании, ни государственные органы не нашли эффективного способа пресекать такие махинации.