
Хай-тек Солнечные панели между рельсами: щётки не помогут
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Швейцарский стартап Sunways ввел в реальную эксплуатацию съемные солнечные панели на 100-метровом участке действующей железнодорожной линии в западной Швейцарии. Между рельсами расположены 48 фотоэлектрических модулей общей мощностью 18 кВт. Ожидается, что панели будут вырабатывать в год 16 МВт*ч чистой электроэнергии, не занимая лишнего места. Панели установили в коммуне Валь-де-Траверс кантона Невшатель. Электрические соединения интегрированы в панели, а система очистки цилиндрическими щетками в конце поезда поддерживает панели в чистоте. Для установки панелей была разработана специальная машина. Она кладет около 1000 м² солнечных панелей всего за несколько часов, что делает процесс быстрым и экономически эффективным. Основатель Sunways Йозеф Скудери уверен в огромном потенциале системы. По его мнению, в будущем солнечные модули смогут почти на 100% обеспечивать железнодорожный транспорт электричеством в дневное время суток.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Швейцарские инженеры предлагают укладывать солнечные панели между рельсами функционирующих железных дорог. Такое необычное расположение выбрано потому, что все остальное место вокруг полотна уже занято самой разной инфраструктурой, да к тому же установка там гелиопанелей потребует большой подготовительной работы. Стартап предлагает просто класть солнечные элементы на шпалы с помощью специально переоборудованного локомотива. Этот же транспорт должен периодически проезжать по уложенному полотну, смахивая пыль с панелей особыми щетками. Согласно расчетам инженеров, каждый конкретный участок железной дороги пустует примерно 96% времени даже при самом активном движении поездов. Это позволяет солнечным генераторам работать почти без помех. Проекту уже пара лет, но все это время он оставался на бумаге. В этом же году был запущен первый тестовый участок (правда, поезда по нему пустят только через месяц), который должен проработать три года в качестве эксперимента.
Мы же в редакции полагаем, что никто из авторов проекта никогда не жил рядом с железной дорогой. А некоторые из нас жили. И прекрасно помнят, что стоит приоткрыть форточку для проветривания, как уже через полчаса квартира изнутри покрывается тонким, но плохо смываемым слоем, состоящим из частиц топлива и масла, металлической пыли и всего остального, что поднимают в воздух проходящие поезда. И даже щетки специального локомотива, как нам кажется, не помогут панелям, успех работы которых напрямую зависит от чистоты. А если прибавить сюда еще постоянную сильную вибрацию, то через три испытательных года от системы наверняка откажутся. Хотя…