Картинка

Авторские материалы Защита потребителя: "просрочка" через кассу не пройдет

29 апреля 2025, 13:05

Персоны

С 1 мая крупные сети будут блокировать продажу просроченных продуктов на кассе, даже если нет интернета. Два месяца назад это начали практиковать магазины малой розницы. Теперь подключаются гиганты. Кроме того, с 1 мая начнется первый этап маркировки бакалейной продукции. На нее производители и импортеры должны будут наносить коды и представлять в систему "Честный знак" сведения о маркировке и вводе в оборот. О механизмах защиты потребителя от некачественных продуктов – Марина Костюкевич.

Просрочка и фальсификат не пройдут дальше кассы теперь и в супермаркетах. Здесь ей также поставят заслон, как это делают в мелкой рознице уже с марта. Причем, сети будут обязаны блокировать продажу нелегальных и просроченных товаров даже в отсутствие интернета или ответа от оператора системы "Честный знак". Важное нововведение, поскольку система "Честный знак" содержит всю информацию о товаре, в том числе и о сроке годности, и отсутствие интернета не будет препятствием для разделения товаров на плохой и хороший – говорит председатель "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Из нововведений: они предполагают хранение информации в самом магазине о всей той продукции, которая находится в этой торговой точке. Даже вне зависимости от интернета, если, например, истекает срок годности, или раньше из базы "Честного знака" были получены сведения о запрете на реализацию тех или иных товаров, например, по причине фальсификации, все это будет работать и в отсутствии интернета, потому что иногда даже в крупных городах бывают проблемы со связью, не говоря об отдаленных местностях. При этом потребители будут защищены и от просрочки, и от фальсификата, вне зависимости от наличия интернета в данной точке.

Запрет на продажу такой продукции на кассе сейчас уже действует в отношении табака, пива, молочной продукции и воды. По данным Центра развития перспективных технологий за 3,5 месяца этого года около 450 миллионов товаров не прошли через кассы магазинов.

Почему блокировали? Из-за истекшего срока годности, отсутствия сведений о вводе товаров в оборот, попытки повторных продаж, т.е. когда легальный код копируют на нелегальную продукцию.

Показательно, что акция с запретом и маркировкой, долгосрочная, не разовая, она набирает обороты, производителей заставляют сертифицировать товары, в том числе и по сроку хранения. Против этого есть сопротивление от причастных к торговле, но государство его преодолевает ради потребителя – говорит эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов.

АНФИНОГЕНОВ: Искушение высокое, потому ищут обходные пути, и ритейлеры, и производители. Естественно, чтобы в этой войне одержать победу, государство вводит маркировки различные, в том числе и "Честный знак", которые позволяют отследить появление продукта от производства до полки. Безусловно, государство одержит победу, безусловно, потому что Закон о защите прав потребителей четко регламентирует наше отношение с производителями и ритейлерами.

Следующие товары в очереди на маркировку – бакалея. Здесь, по данным экспертов, доля нелегального оборота – 30%. В мае стартует первый этап обязательной маркировки этого вида товаров, среди которых крупы, мука, чай, сахар, соль, макаронные изделия. Производители и импортеры должны будут наносить коды на продукцию в потребительской упаковке и представлять в систему "Честный знак" сведения о маркировке и вводе в оборот. И это – лучшая защита потребителя – говорит Александр Анфиногенов.

АНФИНОГЕНОВ: Мы же не эксперты, условно говоря, в сортах круп, мы верим тому, что написано на этикетке. Но там есть нюансы. Поэтому всегда есть искушение продать что-то дешевое чуть подороже. Мы не знаем, как определить сортность муки, как понять качество спагетти или других макаронных изделий, это все будет приводиться к единому знаменателю, чтобы мы ощущали уверенность в том, что мы тратим свои заработанные деньги на качественные продукты.

Сначала маркировка коснется снеков: чипсов, сухариков, гренок, кукурузных палочек, хлебцев и готового попкорна. Затем, с 1 июля – соусов, специй, приправ и другой бакалеи. То, что произвели до этого момента, можно будет продавать до истечения срока годности.

Параллельно продолжается поэтапный ввод маркировки пива, пивных и слабоалкогольных напитков. Опробовали это еще два года назад. А с 1 мая все производители и импортеры должны сообщать в "Честный знак" сведения о вводе в оборот напитков в потребительской упаковке. Навести порядок в этой сфере давно пора – говорят эксперты рынка, поскольку доля некачественного пива на рынке, по разным оценкам, может доходить до 20%. Т.е. качество содержимого каждой пятой бутылки сомнительно.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация