Картинка

Авторские материалы На "Золотой маске" сыграли "Свадебку" и посмеялись над "Шутом"

21 марта 2013, 17:54

Персоны

Пермский театр оперы и балета имени Чайковского привез в Москву свои лучшие спектакли. Обе постановки, у которых в общей сложности шесть номинаций на "Маску", уникальны для нашей сцены - "Свадебка" великого чешского хореографа Иржи Килиана впервые разрешена к постановке в России, а "Шут" Дягилева не исполнялся нигде в мире с самой премьеры в 1921 году. Шансы спектаклей стать фаворитами по количеству наград в категории "Балет" оценила обозреватель "Вестей ФМ" Анна Щербинина.

Таких оваций, какие сорвал Пермский театр оперы и балета на показе "Свадебки", не бывает даже на громких столичных премьерах. Немудрено - сам Иржи Килиан, признанный классик современного танца, отдал эту легендарную постановку именно пермякам. "Свадебку" в мире, не то что в России, где Килиан вообще крайне редко разрешает свои балеты, не видели 20 лет. Сделать исключение для Пермского театра строгого хореографа заставили богатая история балета в Перми и не менее богатый репертуар труппы - подкованные на постановках таких классиков ХХ века, как Джордж Баланчин и Джером Робинс, пермские танцоры всего за 5 недель освоили сложнейший пластический язык Килиана. Однако не всё давалось легко, признает исполнитель партии Жениха, номинант "Золотой Маски" в категории "Лучшая мужская роль" Иван Порошин.

"Когда к нам приехали педагоги-репетиторы, конечно, всё сразу не получалось, очень трудно и тяжело ложилось в тело. Вообще, сама хорегорафия очень необычная, своеобразная, но работа была интересная, было тяжело и приятно одновременно".

Угловатые и странные движения, стремительная и текучая музыка Стравинского - "Свадебка" поражает фантастическим сочетанием народных напевов с модерн-дансом. Дирижер, номинант "Золотой маски" Теодор Курентзис уверен, что этот балет достоин премии за уникальное сочетание музыки и хореографии.

"Килиан ставит как настоящий музыкант. Он слышит все голоса партитуры, всё, что происходит. Так человек, который просто слышит музыку, не может ставить хореографию. Это человек, который ставит партитуру, и самый музыкальный хореограф".

Второй спектакль-фаворит "Золотой Маски" "В сторону Дягилева" объединяет три одноактных балета - две оригинальные постановки Джорджа Баланчина и знаменитого дягилевского "Шута" на музыку Сергея Прокофьева. Сам факт того, что пермяки взялись за эту, как называет ее Теодор Курентзис, золотую партитуру, достоин отдельной награды, ведь с того момента, как Дягилев представил свой балет в Париже в 1921 году, произведение было фактически забыто. И дело здесь даже не в том, что музыка сложная и для музыкантов, и для слушателей, но в самой идее комического балета, родившегося из томика сказок Пермской губернии, случайно оставленного Стравинским Прокофьеву, рассказывает постановщик "Шута", номинант "Золотой маски" в категории "Лучшая работа хореографа" Алексей Мирошниченко.

"Либретто действительно шутинное, довольно жесткое. Они убили своих жен, думая, что плетка их воскресит, и ничего не получилось, народные сказки всегда жестокие. Кстати, это первый балет, который я ставлю безоговорочно по либретто, целиком иду по Прокофьевскому и Дягилевскому либретто, и было страшно, потому что никто никогда не ставил, не с кем сравнить".

"Шут" - яркий, задорный, динамичный, радует глаз уже с первых тактов. Мирошниченко полностью восстановил декорации и костюмы художника Михаила Ларионова, специально ездил в Третьяковскую галерею, чтобы изучить эскизы. Но за внешней легкостью стоят изматывающие репетиции. Танцоры признаются, что "Шут", насыщенный и технически сложный, требует большей концентрации, чем классические постановки. Ну а удастся ли Пермскому театру забрать домой награды во всех шести номинациях, мы узнаем 15 апреля, когда жюри объявит победителей "Золотой маски".

Авторские материалы. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация