
Авторские материалы Фальшивая обувь: как попадает к нам
Персоны
Треть российской обуви может быть фальшивкой – «серым» импортом, выданным за отечественное производство. Эти вещи ввозят из-за рубежа, немного видоизменяют и выдают за российский товар. Такая схема позволяет компаниям получать у нас в стране кредиты и участвовать в госзакупках. Из-за этого отечественные изготовители теряют свою долю на рынке. Правительство уже начало борьбу с псевдопроизводителями обуви. Как они появились в стране и как поставляют на рынок нелегальную продукцию, выясняла Марина Костюкевич.
Надпись на обуви "Сделано в России" в каждом третьем случае оказывается ложью. На деле это – пошитая за границей обувь (как правило, дешевая и низкого качества), ввезенная к нам в страну и выданная за нашу. Т.е. покупатель, выбирая ее, введен в заблуждение, говорит эксперт рынка, член рабочей группы по внедрению маркировки при Минпромторге Александр Сарычев.
САРЫЧЕВ: Сейчас можно "всерую" привезти товар, здесь покупаются марки, и пишется, что "сделано в России". Любая компания может зарегистрироваться, назвать себя фабрикой, выписать какое-то количество кодов обуви, как бы произвести обувь, обклеить эту обувь кодами и через год закрыться. И ищи-свищи. Получается, что это – добросовестно выданные коды маркировки. Потому что ЦРПТ просто выдает коды маркировки, он не контролирует.
В результате на полках магазинов, рынках, маркетплейсах оказывается обувная фальшивка. Причем продавцы это особо даже не скрывают, возмущается Александр Сарычев.
САРЫЧЕВ: Я сам ходил по магазинам, сканировал. Продается, например, кроссовок, сканируем марку. Написано: мокасин без торговой марки, многоцветный. Т.е. некий универсальный код выпущенный, который клеят куда угодно. На "Садоводе" вам говорят: вам обувь с маркировкой или без? Или можно пойти в какой-то там кабинет и тебе там выдадут коды маркировки, и ты ими можешь обклеить обувь.
Проблему заметили в конце прошлого года, когда увидели, что информация из системы «Честный знак» и данные Росстата расходятся. Например, судя по выданным маркам, за определенный период в системе зафиксированы 153 миллиона произведенных в России пар, а Росстат дает более скромные сведения о вышедшей с фабрик обуви. Расхождение – 39 миллионов пар!!!
Мало того, что это – откровенный обман покупателей (безопасность продукции никто не отслеживает), это же еще и обман государства. Ведь такая схема позволяет недобросовестным компаниям получать в нашей стране кредиты и участвовать в госзакупках. Кроме того, такие манипуляции серьезно сказываются на рынке: цены зарубежной и российской продукции значимо отличаются. В результате добросовестные российские производители теряют прибыль и покупателей, говорит Александр Сарычев.
САРЫЧЕВ: Первое – это неуплата таможенных пошлин, включая НДС, при доставке товара, а второе – это то, что обслуживание системы маркировки требует расходов. А если ты покупаешь готовые коды, это намного проще – 20-30%, скорее, 30.
Правительство уже начало борьбу с псевдопроизводителями. В мае оператор маркировки Центр развития перспективных технологий должен составить список предприятий, которые называют себя отечественными изготовителями, но по факту ими не являются. Далее Роспотребнадзор начнет их внеплановые проверки. Не исключено, что при обнаружении обувного сурогата к ответу привлекут не только лжепроизводителей, но и тех, кто эту обувь продаёт.