Авторские материалы Чип для вашего "коня": выиграет ли российский автопром от электронной маркировки деталей
Персоны
Чип на деталь. Электронная маркировка автозапчастей и компонентов сделает автомобили более надежными и увеличит таможенные сборы - Минэкономразвития изучает предложения, которые могут серьезно изменить ситуацию на авторынке. Подробности - в материале обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Минэкономразвития рассматривает вариант чипирования автомобильных деталей. Сегодня до 80% ремонтных комплектующих поступают из-за рубежа. Как пример подается опыт с чипированием шуб. Каждое меховое изделие получает собственную электронную метку, таможня получает сбор, покупатель получает гарантию качества. Но с запчастями - сложнее. Рынок - гораздо больше, и поставщиков - тысячи, говорит отраслевой аналитик компании "ВТБ-Капитал" Владимир Беспалов:
"Сложно сказать, как вся схема заработает, на кого будут возложены расходы по чипизации и какой экономический эффект она даст, поскольку проблема с "серым" импортом запчастей не уникальна для российского рынка. Она есть на многих других рынках, и какой-то суперэффективной схемы борьбы с ней пока не придумано".
Чипы помогут бороться с подделками, полагает директор по продажам группы дилерских центров Дмитрий Иванов:
"Официальную запчасть можно отследить через официального дилера. Если запчасть не чипирована, то она ввезена каким-то другим способом. И если при этом импортеры добьются, что все запчасти той или иной марки по закону о защите авторского права должны будут ввозиться через официальных импортеров, все остальные будут "левыми", и за это можно кого-то наказывать".
Чипизация как способ гарантии качества вполне может рассматриваться Минэкономразвития в отношении критически важных для безопасности транспорта деталей и механизмов. У всех на слуху свежая история о поставках ракетных двигателей для "Роскосмоса" с нестандартными узлами. Сергей Коробков вспоминает также один экспортный контракт 10-летней давности:
"Был случай, когда Россия поставила в Алжир партию истребителей МиГ-29. Впоследствии Алжир вернул эту партию, потому что в некоторых узлах были обнаружены детали, бывшие в употреблении. Они разорвали эту сделку, и России пришлось вернуть деньги за некачественные самолеты".
В таком ракурсе чип как своего рода печать качества незаменим. И, вполне вероятно, его можно применить для российских предприятий. Но с иностранными придется отслеживать длинные цепочки. Ведь в том же блоке управления двигателем микросхемы могут быть сделаны в Японии, провода - в Корее, корпус отштампован в Китае, а в единое целое он собран в Германии. "Захотят ли поставщики исходных деталей ставить российские чипы?", - задается вопросом Владимир Беспалов:
"Те же поставщики первого уровня, которые собирают приборы те же или более сложные комплектующие, для них поставщиками третьего уровня могут быть китайские производители. С точки зрения администрирования пока все выглядит достаточно сложно".
Опять же, надо различать подделку и аналог. Кому-то по карману только неофициальный заменитель запчасти. Об изменении в этом сегменте судить пока невозможно, говорит Дмитрий Иванов:
"Это как с лекарствами: есть оригинальные, есть дженерики. Так и здесь - будут и дальше ввозиться неоригинальные детали. Это уже будет вопрос - захотят ли чипировать свои запчасти неоригинальные производители".
Эксперты по-разному оценивают эффект для безопасности и качества запчастей, но в общем уверены, что чипы увеличат таможенные сборы, продолжает Сергей Коробков:
"Конечно, здесь вопрос собираемости налогов, поскольку российский автопром ежегодно теряет от 5 до 8 миллиардов рублей от контрафактных запчастей".
И даже оригинальные запчасти, добавляет Дмитрий Иванов, не всегда поступают на полки легальным путем:
"Конечно, здесь будет гораздо больше прозрачности. Львиная доля тех же оригинальных запчастей завозится "левыми" способами, в обход таможни, и эти каналы можно будет отслеживать. Я не говорю пресекать, но отслеживать - точно".
Ставки таможенных пошлин на запчасти различны. Для простых резиновых трубок, к примеру - 3%, для сайлент-блоков - 8%. Во всех случаях также добавляются 18% ввозного НДС. Можно лишь прикидывать, сколько это принесет дополнительных сборов таможне, если весь годовой оборот запчастей и комплектующих превышает 35 миллиардов долларов. Пресс-служба министерства сообщила нам, что "это всего лишь одна из возможных идей, которые обсуждаются с коллегами из других ведомств на этапе доработки стратегии автопрома. Комментировать преждевременно".