Авторские материалы Анатолий Васильев: живой неприкаянный гений
Персоны
Сегодня исполняется 75 лет культовому театральному режиссеру Анатолию Васильеву, создателю "Школы драматического искусства". Его знаменитый спектакль "Серсо" имел грандиозный успех и покорил зрителей по всему миру. В 2006 году Васильев покинул свой театр, уехал во Францию. Однако в последние годы его можно встретить в Москве, и поклонники надеются на окончательное возвращение Васильева в Россию, которому пообещали вернуть легендарное здание театра на Поварской. О мастере вспоминает театральный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Анатолий Васильев - гений. Есть люди - актеры, режиссеры, художники, про которых ничего не нужно больше говорить. Скажешь "Евстигнеев - гений" - или, если углубиться в историю, что Левитан, Пушкин, Лев Толстой - гении, - и все понятно, никто спорить, скорее всего, не станет, вежливо кивнут головой, и можно переходить на другую тему.
А есть, ну, например, какой-нибудь секретный ученый, которому совершенно секретным указом президента 50 лет назад дали государственную премию, и сейчас скажешь, например, что вот академик Кобзарев - гений, и надо долго рассказывать про радиолокацию и все такое, чтобы все поняли, о чем речь…
Примерно так - и с Анатолием Васильевым, который для любого погруженного в стихию театра человека - гений, абсолютный авторитет, а для человека постороннего - имя незнакомое, и надо еще что-то добавить, чтобы поверили, поняли и, может быть, согласились.
Васильев - великий продолжатель дела великого Станиславского. Ученик Попова, Васильев пришел в Драматический театр Станиславского вместе со своим учителем, и под его крылом, вместе с двумя товарищами-однокурсниками - Борисом Морозовым и Иосифом Райхельгаузом, они стали примером замечательного театрального содружества, из которого вышло несколько спектаклей и целое поколение выдающихся русских актеров: Василий Бочкарев, Виторган, Балтер, Людмила Полякова…
Потом их всех разбросало по разным театрам. Судьба делала разные виражи. Васильев спустя некоторое время ушел в лабораторию, в подвал, и там в конце 80-х родился его театр, прославивший потом на весь мир русское театральное искусство. Потому что когда в годы перестройки упал железный занавес и весь мир повернулся в сторону СССР - стало интересно, что же происходит с русским театром, и поехал колесить по миру именно Васильев со спектаклем "Серсо", который он успел выпустить на Малой сцене Театра на Таганке - с Филозовым, Андрейченко, Петренко…
А потом пошли спектакли созданного Васильевым театра "Школа драматического искусства" - "Шестеро персонажей в поисках автора", другие… В лабораторный его подвал попасть довелось немногим, хотя сейчас понятно, что все-таки счастье увидеть спектакли Васильева привалило тогда нам, многим. "Диалоги Платона", "Дюма", Достоевский… Игровой театр, который так многих тогда заразил, и так многие и сегодня, зараженные, инфицированные теориями и практиками Васильева, пытаются ему подражать, а кто-то - и продолжает его опыты и его дело… Хотя одно время словосочетание "ученики Васильева" стало именем нарицательным, и его учеников-режиссеров боялись, зная, что репетировать будут годами, а выпустят спектакль или нет - бог ведает…
Великий режиссер, одинокий гений - однажды он был уволен из своего театра: его попросили больше не быть директором, а он не захотел оставаться в театре неполновластным хозяином и уехал. В последние годы его можно встретить в Москве. Иногда он выступает с лекциями, изредка - показывает им же и смонтированный фильм-спектакль "Серсо", не позволяющий усомниться в том, что он и вправду - великий. Но ничего не ставит, никого не учит, опытом не делится. Негде.
Это - трагедия, Васильев - живой, но неприкаянный. Поздравляя его, так хочется, чтобы ему нашлось место на Родине.