Авторские материалы Похищенное "Море" Айвазовского "всплыло" на торгах
Персоны
Похищенная в 1976 году картина Ивана Айвазовского найдена на аукционе в Швейцарии. Полотно называется "Вид на Ревель", оригинальное название - "Море". Она была написана в 1845 году. Оценочная стоимость - миллион долларов. Картину сняли с торгов через Интерпол. Историю возвращения сокровища на родину расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Матвеева.
Розовый восход в море, светящиеся дорожки на черно-синей волне, фрегат, парусник, а вдалеке берег Финского залива при Ревельской бухте. Картина Ивана Айвазовского с названием "Море" больше 40 лет считалась похищенной. Полотно находилось в частной коллекции в Европе и несколько раз "в темную" перепродавалось за баснословные суммы.
Впервые картину выставили на торги в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s в 2005 году. Новый хозяин заплатил за работу больше полумиллиона долларов. Владелец, скорее всего, и не подозревал, что полотно краденое. Организаторы аукциона изменили название и размеры. Море превратилось в "Вид на Ревель. Эстония". Через год работу обнаружили в Цюрихе на торгах аукционного дома Келлер. Цена выросла почти в три раза. Неизвестный коллекционер купил работу почти за полтора миллиона долларов. После этого следы затерялись, рассказывает главный хранитель музея-заповедника "Дмитровский Кремль" Варвара Шахова:
"Картина была куплена довольно быстро. Человек, купивший ее, был добросовестным покупателем. И в таких случаях картину довольно сложно вернуть. Он не знал ничего. Возможно, музей не сработал оперативно или Интерпол. В этот раз получилось все гораздо быстрее, потому что это вторая картина, которая выплыла на аукционе. Торги были остановлены. Картина арестована. Интерпол сработал быстро, и мы быстро предоставили документы".
Картину Айвазовского "Море" похитили из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" еще в 1976 году. Тогда экспозиция была представлена в здании Успенского собора. Никакой сигнализации и охраны. Преступники проникли внутрь, разбив окно, и унесли много вещей. По словам главного хранителя музея-заповедника "Дмитровский Кремль" Варвары Шаховой, кража была заказная, потому как забрали самое ценное - западно-европейскую живопись. Награбленное, скорее всего, сразу переправили за границу, так как продать все это в Советском Союзе было просто невозможно, говорит Шахова:
"Всю ночь аккуратно снимали рамы с картин, снимали рамы с подрамников. Они их не разрезали, как показывают в плохих фильмах. Похищено 26 предметов: и живопись, и прикладное искусство, и Евангелие, и церковное искусство. Ни одного предмета не возвращено. Первой появилась на торгах в Мюнхене картина Брюллова "Портрет Софьи Петровны Толстой", жены Апраксина. И вот сейчас всплывает Айвазовский. Мы вовремя его успели снять с торгов".
В те годы милиция ничего не смогла выяснить и закрыла дело. Но в 1990-е работники музея обратились в отдел по розыску Минкультуры, и в итоге картина попала в так называемый черный каталог. Сейчас сотрудники галереи ждут возвращения сокровища на родину. По закону о музейном фонде РФ "Море" должно вернуться туда, откуда было похищено.