Авторские материалы Пилоты разбившегося Boeing учились летать на iPad
Персоны
Катастрофы Boeing в Индонезии и Эфиопии очень похожи. Это подтвердили данные самописцев упавшего в Эфиопии Boeing 737 MAX 8. Расшифровку черных ящиков провели во Франции. Между тем Минтранс США вскрыл неприятный факт: пилоты данного типа самолетов учились ими управлять не на дорогостоящих тренажерах, а на простых планшетах. О том, как двигается расследование авиакатастрофы в Эфиопии, – корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
То, что специалисты лишь предполагали, подтвердила независимая экспертиза черных ящиков. Сценарий катастроф двух одинаковых Boeing весьма схож: и в Индонезии в конце прошлого года, и сейчас в Эфиопии лайнеры упали по причине ошибок в программном обеспечении авионики. Этим фактом, по данным Wall Street Journal, заинтересовался Минтранс США, который начал проверку сертификации Boeing 737 MAX 8. Так, эксперты проверят в том числе системы, которые следят за положением носа лайнера. Внезапный и не поддающийся ручной коррекции так называемый клевок носа вниз и стал вероятной причиной потери управления лайнерами, отмечает заслуженный пилот России, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник.
СЫТНИК: Дело в том, что система следит за безопасностью полета, то есть предотвращает выход на большие углы и срыв потока с крыла, чтобы не произошло сваливание самолета. Поэтому она автоматически опускает нос (независимо управляет автоматика самолета или пилоты, поэтому она вмешивается). Но почему они не предупредили летчиков и не научили, как вовремя отключать эту систему, это мне непонятно. Это не просто летчики виноваты, они не могут отключить. Система устроена так, что она не слушается экипажа.
Комиссия выявила еще один весьма странный факт: раньше, чтобы научить летчиков пилотированию каждой конкретной моделью, корпорации-производители авиатехники строили специальные дорогостоящие тренажеры. В случае же с Boeing 737 MAX 8 почему-то решили обойтись фактически видеоигрой. Причем даже не на видеоприставке с джойстиками, а просто на iPad.
Понятно, что теоретические сведения в планшете пилоты прочитать смогли. Но отработать на практике каждое необходимое движение, добиться, что называется, мышечной памяти – такой возможности у экипажей Boeing 737 MAX 8 не было, размышляет Юрий Сытник.
СЫТНИК: У нас планшеты распространены для игры. Вообщем-то люди, которые увлекаются авиацией, ставят эти симуляторы дома, педали приделывают. Тренируются. Но для профессионального летчика нужен обязательно тренажер с полной имитацией кабины, рычагов, имитацией полета, степенями свободы. На тренажере есть даже тряска на рулении.
Профсоюзы пилотов крупнейших американских авиакомпаний, кстати, требовали такие тренажеры создать, но сам производитель, а также Федеральное управление гражданской авиации США решили, что летчикам достаточно видеоинструкций. В итоге пилоты даже и не знали о некоторых ключевых особенностях новой модификации лайнера, продолжает Юрий Сытник.
СЫТНИК: Полный тенажер с тремя степенями свободы – он примерно стоит столько же, как и живой самолет. То есть это очень дорогое удовольствие. На симуляторах этой системы, которая установлена на MAX 8, MAX 9, просто нет. Поэтому пилоты сейчас и заявляют: "А почему же вы не сделали тренажер для 737? Допустим, для 800, 700 такие тренажеры есть. Но тогда нужно было сразу модернизировать эту систему обеспечения полета и оттренировать экипажи на увод стабилизатора и перевод носа самолетиа на снижение.
Как следствие – MAX 8 во всем мире встали на прикол. Boeing несет колоссальные убытки. Но, впрочем, верит, что со временем всё само собой утрясётся. И самолеты данной модели вновь выпустят на линии.
А чтобы скрасить печаль, корпорация на днях провела тайную, то есть только для своих сотрудников, презентацию абсолютно нового типа самолетов – широкофюзеляжный лайнера Boeing 777 X – самый длинный пассажирский самолет в мире. Его длина – 77 м, размах крыльев – 72 м. Они настолько большие, что пришлось применить новую технологию складывания крыльев. Такое практиковалось только для палубных военных истребителей. Но у них и размеры гораздо меньше.
В итоге Boeing 777 X станет самым крупным в мире пассажирским самолетом с двумя двигателями. Диаметр турбины последних составляет почти 3,5 м. Он сможет принять на борт примерно 400 человек. Дальность полета – 14 000 километров. Разработчики заверяют, что Boeing 777 X станет на 10-12% экономичнее, чем все его нынешние одноклассники.
Изначально планировалось, что сегодня пройдет грандиозная презентация новейшего лайнера, но из-за катастрофы в Эфиопии решили мероприятие перенести. Тем не менее она состоится позже: высокотехнологичному товару требуется реклама. Тем более, по планам первый полет новейший лайнер совершит уже в ближайшие месяцы, а поставки заказчикам ожидаются в будущем.