Авторские материалы Обновленный «Онегин» зазвучал со сцены Большого театра
Персоны
Лед и пламень сошлись в Большом. Опера «Евгений Онегин» в новой версии звучит на Исторической сцене главного театра страны. Лубочное очарование русской деревни резонирует с мраморной помпезностью высшего света. Никакого реверанса современности, глубокий поклон нравам прошлого, мощный хор и чистое соло – все это отличает новую постановку. На спектакле побывала корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова.
В деревне, где «скучал Евгений», на лугу пасется пегий конь, гуси-лебеди лениво щиплют травку, барышни в легких платьях предаются мечтам на качелях, а дамы постарше вспоминают былое за рюмкой. Ход жизни нетороплив, нравы просты, а из развлечений – варенье, чай, французские романы и нешумные балы. В спектакле нет внешних отсылок в наши дни. Но по характерам и конфликту роман Пушкина актуален в любую эпоху, говорит режиссер-постановщик спектакля Евгений Арье.
АРЬЕ: В концепцию я старался не вкладывать ничего своего. Режиссер получает произведение, и его задача – построить мостик между этим произведением и сегодняшним зрителем… Я каждый раз, когда перечитываю Пушкина, вижу что-то новое. Удивляюсь, как человек в его возрасте мог быть столь мудрым, столь смелым – он же напрямую разговаривает с читателем! Его ирония в соединении с драмой, печалью, трагичностью – это все поразительные вещи. Невозможно не находить в этом что-то новое.
Онегин, как капля едких чернил, меняет «акварельную» картину тихой сельской жизни. Волнение, испуг, любовь, отчаяние, ревность – столичный франт легко дирижирует хором эмоций наивных провинциалов. А потом – сам становится в нем солистом, забывая о роли бездушного манипулятора. Рассказывает исполнитель партии Игорь Головатенко.
ГОЛОВАТЕНКО: Конечно, какое-то чувство им овладевает. Потому что в нем начинает просыпаться человек – в плане духовном и в плане отношения к другому человеку. Он таких чувств не переживал никогда. Он сам для себя начинает что-то открывать, и это его очень пугает. Поэтому он приходит в такое отчаяние – он не понимает, с чем он имеет дело. Для него это одновременно и как-то мучительно, очень больно и очень хорошо ему. Для него это страшно и прекрасно.
В новой постановке «Онегина» сошелся звездный молодой состав. И это – созвучно замыслу автора оперы: сам Чайковский отдал партитуру для первого исполнения в Консерваторию – премьеру пели студенты. Сегодняшние постановщики постарались сохранить ритм и тональность великого сочинения до полутонов, улыбается дирижер-постановщик спектакля Туган Сохиев.
СОХИЕВ: Мне кажется, нам удается в России петь Чайковского с пониманием языка. Ведь Чайковский – все-таки Пушкин, в каком-то роде. Это музыкальный Пушкин – Чайковский. Поэтому нужно так же поэтически петь все его фразы.
Опере «Евгений Онегин» уже 138 лет. За это время только в Большом театре был выпущен десяток ее премьер в двух редакциях. Всего на главной сцене страны «Онегина» исполняли почти 2 500 спектаклей.