Авторские материалы Экзамены в ГИБДД будет проще оспорить, а водительские права “переедут” в смартфоны: о новых законах для автовладельцев

30 сентября 2019, 17:22

Персоны

Электронные права, сдача экзаменов по-новому, оспаривание их результатов и медицинская справка только после диспансеризации. ГИБДД предлагает серьезные изменения для водителей и тех, кто хочет ими стать. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артёмова.

Электронные права – вернее, их цифровая копия – могут в скором времени появиться в смартфонах российских водителей, и их можно будет на равных основаниях показывать инспектору. Руководитель ГИБДД Михаил Черников в интервью агентству ТАСС изложил сразу несколько перспективных предложений для автомобилистов. Чтобы онлайн-документ заработал, требуется несколько изменений в законы – прежде всего, насчет оборудования и программ, которые обеспечат защиту от подделок. Это касается и электронных полисов ОСАГО. Чтобы не возить с собой бумажный лист – то же самое, все данные о страхователе будут зафиксированы в гаджетах.

Еще одно новшество касается экзаменов. ГИБДД полагает, что кандидат в водители должен показать свои навыки в реальной обстановке уличного движения. Поэтому суть идеи – инспектор-экзаменатор будет сам выбирать участки для проезда – с учетом разных знаков и разметки. А пресловутая «площадка» станет частью испытаний – в начале их, в середине, или в конце, это тоже будет решать инспектор. Что сделает сдачу наверняка сложнее, но куда ближе к тому, с чем будущему водителю придется сталкиваться за рулем.

Зато кандидат сможет обжаловать результаты такой проверки. Сейчас каждый такой случай – федеральная новость, и происходят они только через суд, прокомментировала нам глава Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

ШУТЫЛЕВА: Недавно был случай в Новосибирске, когда результаты экзамена не устроили молодого человека, сдававшего экзамен. Увидев то, что экзаменатор выставляет, скажем так, не совсем по той шкале, давая какие-то не те задания, которые предусмотрены Административным регламентом по приему экзаменов и выдачи водительских удостоверений, он обратился в судебные инстанции, и путем длинных разбирательств пришлось доказывать свою правоту.

Смысл в том, что жалобы на действия экзаменаторов можно писать и сегодня. Вот только результат их рассмотрения по нынешней процедуре вряд ли обрадует кандидатов на получение прав. И реформа, предлагаемая ГИБДД, явно сработает в пользу сдающих экзамен, продолжает Татьяна Шутылева.

ШУТЫЛЕВА: Непросто оспорить действие, но поменять результат с отрицательного на положительный – это очень важно! Потому что до настоящего времени оспорить действия было можно, а вот поменять результат, по действующим нормативным документам, технически невозможно. 4 камеры в экзаменационной машине, поэтому все можно увидеть и даже услышать, что происходит в транспортном средстве. Сейчас человек доказывает, что экзаменатор – не прав, и это все признают, но он все равно по новой сдает экзамен. Предлагают всегда пройти испытания по-новому, второй экзамен, а это, в общем-то – права граждан, согласитесь.

Все эти поправки уже отправлены в Правительство или будут отправлены вскоре. Как, например, такая – насчет необходимой справки о здоровье при получении прав. По мысли ГИБДД, ее должны выдавать медицинские комиссии только после прохождения кандидатом диспансеризации, что позволит выявить те заболевания, которые могут стать причиной резкого ухудшения самочувствия у водителя в пути, а то и вовсе – потери им сознания. Однак, по замечанию врача-терапевта высшей категории Алексея Водовозова, идея может лишь загрузить медиков и создать лишний круг беготни желающим получить права.

ВОДОВОЗОВ: Та медкомиссия, которая сегодня существует, она, в общем-то, подавляющее большинство этих заболеваний выявляет. То есть если мы, например, будем пытаться лишать людей с сахарным диабетом 1-го типа, которым необходимо вводить себе инсулин, водительских прав, это будет, мягко говоря, неправильно.

Но проблема приступов в дороге остается, и для эффективного ее решения, по мнению Алексея Водовозова, вполне уместно ввести в эту сферу армейский опыт.

ВОДОВОЗОВ: Мне в этом смысле проще говорить, я – бывший военный врач, то есть военно-врачебная комиссия – когда проходят обследование люди, то, при необходимости, мы можем направить на какое-то углубленное обследование, если есть некие сомнения или в диагнозе или степени тяжести, или прочее и прочее. Вот я думаю, здесь будет более рациональным именно такой подход.

А в заключение – о том, что должно уменьшить головную боль у столичных водителей. В июне пленум Верховного суда установил четкое понятие «камер автоматической фиксации нарушений», под которое не попадают смартфоны многочисленных пользователей приложения «Помощник Москвы». В сухом остатке – если Ваша машина попала в объектив стационарной камеры или камеры, установленной на треноге, с превышением скорости, то штраф будет выписан сразу, это понятно. А вот если некий гражданин снял вашу машину неправильно припаркованной и отправил фото в ГИБДД или МАДИ, то дальше его обращение должно рассматриваться в общем порядке, рассказал нам автор заявления в Верховный суд, эксперт по фиксации нарушений Григорий Шухман.

ШУХМАН: То есть в общем порядке – необязательно для этого иметь «Помощник Москвы» на смартфоне, можно просто сфотографировать на любое устройство, написать заявление, прийти с ним в любое отделение полиции, в том числе в ГИБДД, дать показания и подписать, что он предупрежден об ответственности за ложные показания.

А нарушитель, в свою очередь, потом получит письмо, где будет сказано: «Гражданин такой-то обнаружил нарушение, подлинность нарушения установлена, пожалуйста, вам – штраф». И никак иначе. То есть – никакого автоматического наказания по фото с разных смартфонов не будет по закону, да и количество таких фото в последние недели резко поубавилось до числа, близкого к нулю.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация