Авторские материалы Европейцы «подрезали крылья» Boeing
Персоны
Скорое возвращение Boeing 737 MAX – под вопросом. В Европе усомнились в надёжности новых компьютеров, которыми заменили проблемные блоки. Сбой программы привёл к двум авиакатастрофам полгода назад. В компании говорят, что исправили ошибку. В безопасности 737 MAX уверен американский авиарегулятор. Там считают, что в большинстве аварий виноваты пилоты, которые разучились летать без автоматики. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.
Новые компьютеры Boeing 737 MAX оказались ненадежными. По крайней мере так считает Европейское агентство по авиационной безопасности. Речь идёт о двух блоках системы управления лайнером. В случае выхода из строя одного из компьютеров другой возьмёт на себя его функции. По одной из версий, именно из-за дефектных микрочипов разбились два 737 MAX полгода назад. В обоих случаях сбой дала автоматическая система маневренности.
Специалисты Boeing уверяют, что устранили проблему. Они провели сотни успешных тестов и ждут разрешения на взлёт. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок настаивает на дополнительных испытаниях. Оно сомневается, что компьютеры будут работать правильно в случае нового ЧП.
Спор авиационных властей США и Европы – первый случай, когда регулятор другой страны публично возражает американским коллегам по поводу безопасности самолёта. Окончательное решение принимает Управление гражданской авиации США – там выдали сертификат проблемной модели и «приземлили» её до окончания разбирательств. Американский регулятор пока молчит. Для Boeing это означает, что возвращение 737 MAX затормозилось, говорит эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.
РОЖАНКОВСКИЙ: Boeing могут выпустить из ангаров. Но даже если американская комиссия даст добро на использование Boeing внутри США, это не равнозначно тому, что все европейские авиакомпании последуют этому примеру. И по этой причине Boeing не особенно давит ни на кого, потому что это давление приведёт только к дополнительной потере репутации Boeing, чего компания уже и так не может себе позволить.
Boeing теряет на вынужденном простое 737 MAX большие деньги. До серии авиакатастроф эта модель приносила треть прибыли. Сейчас продажи – единичные. Из-за проблем Boeing американская экономика потеряла 0,5% ВВП. С производителями судятся зарубежные покупатели и местные пилоты: профсоюз одной из крупнейших американских авиакомпаний требует 100 миллионов долларов из-за потерянной зарплаты и обвиняет производителя в обмане по поводу безопасности самолётов.
За Boeing вступилось Управление гражданской авиации США. Там винят в авиакатастрофах самих лётчиков. Они, мол, привыкли летать на автопилоте и растеряли навыки ручного управления самолётом. Пилотов готовят по новой – ускоренной – программе, и некоторые авиакомпании требуют брать в руки штурвал только во время взлёта и посадки – якобы для безопасности самих же пилотов и пассажиров.
Эксперты видят в отказе Европы от 737 MAX одно из направлений будущей торговой войны с Соединёнными Штатами. Недавно арбитраж ВТО признал незаконными субсидии для европейского Airbus – главного конкурента американского авиапрома. В ближайшее время США планируют поднять пошлины почти на весь экспорт из Европы. В санкционном списке – «аэробусы», главные конкуренты проблемных Boeing, напоминает Владимир Рожанковский. Евросоюз ответил зеркально – запретом самой перспективной модели американского авиапрома.
РОЖАНКОВСКИЙ: Трамп ввёл тарифы на «аэробусы», чтобы не допустить такого сценария, что американские авиакомпании, не дождавшись окончания расследования, вынудили бы закупать в Европе Airbus Neo. Это – новая модель, фактически аналог и конкурент 737 MAX.
Соединённые Штаты политизировали ещё один торговый конфликт, к несчастью для пассажиров. Под угрозой оказалась глобальная политика Airbus и европейская экспансия Boeing. С точки зрения потребителя A-320 и Boeing-737 должны быть одинаково безопасны и комфортны. Это даёт честная конкуренция, а не торговая война.