Авторские материалы «Зелёная» маркировка сделает продукты дороже
Персоны
Россиянам будут продавать еду под новыми ГОСТами. Ими будут маркировать продукцию, которая признана не просто качественной, но и экологически чистой. Первые из этих стандартов уже утверждены. Они касаются самых бюджетных категорий товаров и не исключают полностью применение ядов, удобрений, а также пищевых добавок. При этом они все равно считаются экологичными, полезными, безопасными и в целом лучше «старых добрых» советских ГОСТов. Подробнее – экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
Примерно через год на полках российских магазинов должны появиться товары с официальной «зёленой» маркировкой. Это и будут новые, только что утвержденные экологически чистые ГОСТы. Их вводят для того, чтобы покупатели не путались и знали, где продукты действительно категории «эко», а где – просто красивая упаковка с псевдодеревенскими мотивами. Официальная «зелёная» маркировка будет защищена от подделки с помощью внесения производителя в единый реестр. То есть можно будет прямо в магазине просканировать товар или зайти на сайт Росстандарта и проверить поставщика на соответствие заявленному ГОСТу. В отличие от обычных пищевых стандартов, которым люди привыкли доверять еще с советских времен, эти будут чище как для самого человека, так и в плане влияния на окружающую среду. Комментирует главный специалист пресс-службы «Роскачества» Наталья Петроченкова.
ПЕТРОЧЕНКОВА: Данные ГОСТы нацелены на то, чтобы сократить негативное влияние производства и потребления на окружающую среду, а также здоровье человека. Допустим, там речь идет о сокращенном списке пестицидов, которые можно использовать, а также ароматизаторов и пищевых добавок. Эти характеристики продукта позволяют сократить ущерб природе в целом.
В качестве примера: колбаса докторская, сделанная по ГОСТу, но в натуральной оболочке имеет больше шансов получить «зелёную» маркировку, чем такая же, но в синтетической. А молоко с фермы, где перерабатывают навоз, соответственно, стоит выше по экологическому рангу, чем те, которые просто его вывозят.
С химикатами – немного сложнее. Удобрения и пестициды, не полезные ни для природы, ни для здоровья, в принципе допустимы. Но в таких объемах, которые считаются современной наукой экологически безопасными. Что важно: для здоровья покупателя, который будет потреблять все эти продукты, вред недопустим в любом случае, вне зависимости от того, купил он «зелёную» категорию товара или обычную. Более того, экологическая маркировка не имеет ничего общего со здоровым питанием. «Заработать» диабет или ожирение вполне можно, употребляя самые чистые в мире продукты, предупреждает врач-диетолог Елена Соломатина.
СОЛОМАТИНА: С точки зрения диетологии жирность мяса останется прежней. В этом случае любая самая качественная еда перестает быть диетической. В некоторых странах есть экологическая маркировка продуктов. Но все равно там есть люди с лишним весом, больные люди.
Опыт других стран также показывает, что экологические стандарты обходятся недешево. Покупатели, которые приобретают проверенные эко- и биопродукты, вынуждены переплачивать в среднем на треть. В России, если брать самых известных поставщиков органических товаров, то цены за кило овощей, мяса и молочных продуктов у них – вдвое-втрое выше, чем в обычных супермаркетах. Различные опросы показывают, что россияне очень озабочены качеством товаров – например, всегда читают состав и сроки годности. Но при этом у большинства покупателей цена все равно стоит на первом месте, и переплачивать за органику, эко- и биопродукты люди просто не готовы. Говорит директор агентства FruitNews Ирина Козий.
КОЗИЙ: У нас есть некоторый спрос на экологически чистую продукцию, сертифицированную продукцию, на органическую. Но если задать вопрос, готовы ли потребители переплачивать за качественные продукты, то готовы только те, кто в принципе смотрит на состав продуктов, но точно не те, которые вынуждены считать последнюю копейку и тратить деньги на самое базовое потребление.
В правительстве рассчитывают, что в России будет создано несколько категорий экологической продукции. Будут те, которые доступны широкому потребителю, и те, которые продаются втридорога для ценителей 100-процентной натуральности. Поскольку эта тема – очень модная на зарубежных рынках, то значительную часть экотоваров хотят направить на экспорт. По плану Минсельхоза через 5 лет Россия сможет экспортировать продукты с «зеленой» маркировкой примерно на 7 миллиардов долларов. Это сопоставимо с тем, сколько Россия продает на внешние рынки древесины или драгоценных камней.