Авторские материалы Российские водители «забили» на замену «подушек небезопасности»
Персоны
Автовладельцев зовут срочно проверить и заменить подушки безопасности. В Россию завезли больше миллиона машин с бракованными «эйрбэгами». Однако лишь каждый пятый водитель заменил у автодилера неисправный пиропатрон. Остальные рискуют получить тяжёлые травмы при аварии. Автопроизводители заявляют, что не будут платить компенсацию пострадавшим, если те проигнорировали отзывную кампанию. Почему водители не едут на бесплатную замену и насколько сложно поменять «эйрбэг», разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
«Подушки небезопасности» – так называют продукцию японской фирмы Takata. Проблема – в пиропатроне, который наполняет газом «эйрбэг». При аварии он разрывается на мелкие осколки, калеча и убивая всех в салоне.
О смертельным дефекте узнали 10 лет назад. С тех пор автопроизводители вычисляют партии машин с бракованными подушками. На днях Honda и Toyota отозвали на замену 6 миллионов автомобилей. Всего под отзывную кампанию попадают сотни миллионов машин японских, немецких и американских брендов.
В России водители в буквальном смысле «забили» на отзыв: на ремонт пиросистемы доезжает лишь 1 из 5 потенциально опасных машин. Многие просто не знают о бесплатной замене, говорит автомобильный обозреватель «Вестей ФМ» Игорь Моржаретто. За годы эксплуатации машины поменяли нескольких владельцев, и дилеры не могут их найти.
МОРЖАРЕТТО: Кампания проводилась по всему миру, а у нас большая часть автомобилей японского производства – не новые, а подержанные. С правым рулём у нас их в парке – несколько миллионов. В том числе среди них есть, наверное, автомобили с подушкой, которая теоретически должна была подпасть под отзывную кампанию. Но поскольку такие автомобили не обслуживаются у официальных дилеров, владельцы могли оказаться "в стороне".
По идее, дилер должен лично оповестить автовладельца о дефекте и пригласить на бесплатную замену. В жизни всё наоборот – люди узнают об отзывной кампании на профильных форумах и сами записываются на ремонт. Опасные «эйрбэги», и не только их, вычисляют по VIN-номеру машины. На официальном сайте любого автоконцерна есть специальный раздел по отзывам. «Пробить» VIN можно на сайте Росстандарта. При совпадении всех букв и цифр надо звонить ближайшему дилеру и требовать замену. Он обязан поменять дефектную деталь бесплатно, говорит главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
КАДАКОВ: Если есть какие-то серьёзные проблемы, отвечает конечный производитель: если это Toyota – значит Toyota, если это Mazda – значит Mazda, вне зависимости от того, кто поставщик подушек безопасности. Иногда дефекты вскрываются после того, как автомобиль выпущен огромным тиражом. Именно поэтому автопроизводитель вынужден менять за свой счёт не только безобидные вещи, но и узлы, которые напрямую влияют на безопасность.
Мастера меняют подушки целиком. Работа занимает пару часов. Некоторые сервисы предлагают совместить замену с техосмотром и ещё дают скидку. Несмотря на «халяву», большинство автовладельцев не хотят что-то менять в машине. Бывает, что до ближайшего дилера ехать несколько тысяч километров. Другие считают звонки из автосалона рекламой и не верят, что замена – бесплатная.
По российским дорогам бегают миллионы машин с различными дефектами – от безобидного оплавления фонарей на японских машинах до опасного замка капота французских кроссоверов. Фиксатор может сломаться, и капот на ходу разбивает лобовое стекло. Пассажиров ранят не только подушки Takata: на днях немецкий производитель отозвал годовалые минивэны, у которых при срабатывании "эйрбэга" может оторваться пластмассовая накладка.
Иногда автоконцерны скрывают опасные дефекты и обвиняют в авариях самих автовладельцев. Самый громкий скандал – с залипающей педалью газа одного японского бренда, напоминает Максим Кадаков. Машины без причины давали «газ в пол» и разбивались.
КАДАКОВ: Были проблемы с дверными замками – если дверь на ходу разблокируется и откроется случайно, в этом ничего хорошего нет. Были проблемы с ремнями безопасности, которыми мы пристёгиваемся. Менялись преднатяжители этих ремней, которые напрямую влияют на безопасность. Всё это – сложные устройства, и, к сожалению, не всегда производителям с первого раза удаётся сделать так, как надо.
Отзывные кампании не имеют срока давности: дефектные детали меняют, пока не исправят все проблемные машины. Впрочем, паниковать не стоит: попадание в список под замену не означает, что на ходу что-то загорится или оторвётся. Чаще всего это профилактика – производитель тем самым отводит от себя гигантские штрафы и миллионные выплаты потерпевшим. Для подстраховки автоконцерны запугивают упрямых водителей – мол, если владелец проигнорировал отзывную кампанию и не пригнал машину на ремонт, в будущем это – его проблема. Правда, угроза действует только в случаях, когда собственника лично предупредили об опасном дефекте.