Авторские материалы Доплатите за ремонт: страховки каско загоняют виновников аварий в долги
Персоны
ОСАГО с «сюрпризом»: водители всё чаще доплачивают за ремонт по страховке. Как правило, положенных по полису 400 000 рублей не хватает, если у потерпевшего машина застрахована по каско. В этом случае ремонт обходится дороже, чем по «автогражданке». Разницу страховая компания взыскивает с виновника аварии. О скрытой проблеме с ОСАГО – обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
Стандартная схема оформления ДТП известна всем: водитель несильно задевает другой автомобиль, пострадавший едет в свою страховую компанию и решает проблемы с разбитой машиной. Виновник аварии спокоен: повреждения – небольшие, и ремонт наверняка уложится в страховой лимит – 400 000 рублей. Но через год или два он получает претензию от страховой компании потерпевшего. Та требует доплатить за ремонт. Выясняется, что машина её клиента застрахована по каско и вернуть первоначальный вид стоит дороже.
Ремонт по добровольной страховке как минимум на треть завышен по сравнению с ОСАГО, говорит автоэксперт Вячеслав Субботин. Дилеры ставят оригинальные запчасти, и работы у них стоят дороже, чем в обычном сервисе. Отсюда – бешеная наценка на ремонт.
СУББОТИН: Все запчасти там только официальные. А оригинал всегда процентов на 30 – 40, а то и вдвое дороже, чем та же самая деталь от иных компаний, может быть, даже произведённая на том же заводе. Но это требование страховых компаний – ставить оригинал – фары, крылья. А по ОСАГО тебе ставят неоригинальные детали. Там могут сделать дешевле, но это не значит, что это будет хуже.
Проще говоря, за одно и то же повреждение по ОСАГО насчитают 300 000 с учётом износа деталей, а по каско могут и 600 000. Для примера: оригинальная фара премиального внедорожника стоит под 100 000, а аналог – 30 000 – 35 000. Страховая оплачивает своему клиенту ремонт, вычитает 400 000 из лимита по «автогражданке», и остальные 200 000 предъявляет виновнику. Причём «письмо счастья» может прийти через месяц после аварии, а может и через 3 года – такой срок исковой давности по компенсации убытков.
Нередко страховщики специально тянут с иском и выставляют его, когда виновник уже забыл о дорожном инциденте. По статистике, в каждом третьем взыскании сумма ущерба завышена: в списке появились лишние детали под замену или накручены «нормо-часы».
С ОСАГО – другая ситуация: пострадавший автовладелец недоволен маленькой выплатой за ремонт и заказывает свою экспертизу. Ущерб выходит в разы больше, чем насчитал страховщик. Но страховая компания платит по своей – заниженной – калькуляции, а виновнику аварии высылает расчёты независимой экспертизы клиента.
Юристы советуют сразу не оплачивать выставленный регресс. Страховщик должен показать документы из сервиса, по которым он рассчитал компенсацию. Бывает, что в иск к виновнику «запихивают» другой ремонт по каско, например, помятый о бордюр бампер, говорит автоюрист Сергей Радько.
РАДЬКО: Всё, что остаётся, – обращаться в суд и просить провести новую экспертизу. Потому что иногда выясняется, что ремонтировались не только те детали, которые пострадали при ДТП, но и другие. Бывают случаи, когда удар пришёлся в заднюю часть, а ремонтируются и передняя, и боковая. То есть страховщик здесь явно "переигрывает". Правда, иногда это объясняется тем, что по каско возмещается весь ущерб, а по ОСАГО – ущерб с учётом износа. И как раз эта разница ложится непосредственно на плечи виновника.
Специалисты советуют для подстраховки оформить полис ДСАГО. Это – расширенная «автогражданка» с покрытием от 400 000 рублей до 3 миллионов. Но многие страховщики продают такой полис только вместе с каско. Или только клиентам, которые не попадают в аварии. Все остальные должны быть морально готовы платить по счетам страховой компании. Сегодня превысить лимит в 400 000 вполне реально, учитывая, что средняя цена новых машин приближается к 2 миллионам рублей.