Картинка

Авторские материалы Не удерживают, а травмируют: чем опасны адаптеры для ребёнка

26 мая 2020, 15:27

Персоны

Госавтоинспекция России призвала родителей отказаться при перевозке детей от удерживающих устройств. Речь идет о так называемых адаптерах ремней безопасности, или направляющих лямках. Чем они опасны, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Зачем тратить несколько тысяч рублей на полноценное детское кресло, когда можно купить адаптер за 250 рублей? Цены на эти устройства начинаются именно с такой цифры. Максимальная же стоимость – всего 600 рублей. Сделано это приспособление примерно из того же материала, из которого делают куртки или рюкзаки. Его задача – стянуть ближе друг к другу два штатных ремня безопасности, нижний горизонтальный и верхний диагональный, поясняют продавцы адаптеров в видеороликах.

ПРОДАВЕЦ: Из-за антропометрических различий ремень безопасности не может применяться на детях. Диагональная ветвь ремня вместо середины плеча будет проходить по шее ребенка, что недопустимо, так как крайней опасно. Сместить ремень в нужное положение позволяют адаптеры. Они изменяют направление диагональной лямки ремня безопасности и обеспечивают пристегнутому ребенку такую же полноценную защиту, как и взрослому.

Понятно, что ребенка сажают на заднее сидение, без всяких детских кресел и прочих серьезных устройств. Единственная защита – штатные ремни со стягивающим их адаптером. Можно поверить, что горло ребенка при ударе будет спасено. Но когда адаптер опускает верхнюю лямку, он же автоматически поднимает нижнюю. В случае ДТП происходит мощнейший эффект подныривания под ремни. Лямка бьет в живот и наносит серьезные увечья брюшной полости ребенка, констатирует эксперт по автокреслам и детской безопасности Сергей Керженцев.

КЕРЖЕНЦЕВ: У ребенка тазовая область не сильно сформирована. Соответственно, происходит эффект сползания ремней на область живота. Достаточно даже резкого торможения, чтобы ребенок мог получить травмы внутренних органов. То есть кости все целы, а ребенку плохо. Что произошло? Тут сразу-то и медик не каждый скажет. То есть это – очень опасное повреждение.

Травмы живота появляются при лобовом ДТП. Но большинство аварий происходят с боковым смещением. А сбоку ребенок на "взрослом сидении" вообще никак не защищен. Даже при наличии адаптера. Любая резкая встряска чревата ударом в висок и минимум сотрясением мозга, добавляет Сергей Керженцев.

КЕРЖЕНЦЕВ: Боковой удар – один самых опасных, поскольку у автомобиля отсутствуют боковые зоны деформации. И отсутствие боковой защиты, отсутствие защиты плеч, защиты головы очень серьезно сказывается на безопасности. Ребенок сидит на штатном сидении, отформованном под взрослого человека. Соответственно, все штатные пассивные системы безопасности не рассчитаны на ребенка в этой ситуации. То есть они отработают крайне слабо. Они его не защитят.

Во многих странах проводили краш-тесты адаптеров, и везде они испытание провалили. Они не разрешены к использованию как отдельное устройство – только как составная часть более сложных систем безопасности. Но у нас в ПДД до сих пор есть хитрый пункт, который допускает использование «иных удерживающих устройств». В эту лазейку проскользнули продавцы адаптеров ремней безопасности. Для многих покупателей фактор цены оказался решающим. Безопасность детей – на десятом месте. И эти куски материи стали раскупаться на ура. Риска особого нет, потому что при наличии такого адаптера инспектор вас оштрафовать не сможет, убежден автоюрист Сергей Смирнов.

СМИРНОВ: Не сможет этого сделать, потому что ребёнок пристегнут с помощью специального удерживающего устройства. Ему будет очень сложно доказать, что он не сертифицирован. Он пристегнут? Пристегнут. Есть удерживающее устройство? Есть. Точно так же, как он не сможет проверить, кто производил детское автокресло и сертифицировано ли оно. Так что здесь он только может сказать, что, на его взгляд и взгляд его руководства, это небезопасно.

Из-за практического отсутствия правовых рычагов воздействия ГИБДД приходится давить на сознательность автомобилистов – обращаться к ним с призывами и писать предостережения. Но дело идет к тому, полагают специалисты, что запрет на использование адаптеров ремней безопасности всё-таки скоро введут официально.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация