Авторские материалы Купить – можно, лететь – нельзя: зачем авиакомпании продают пассажирам билеты за рубеж
Персоны
Билет на самолет как лотерея. Некоторые российские авиаперевозчики уже активно предлагают полеты в Европу. При том что воздушные границы России до сих пор не открыты. Решение об этом принимают в Росавиации и Роспотребнадзоре, но оно должно быть в итоге взаимным, то есть утвержденным властями другой страны. Насколько рискованно приобретать сейчас билеты на самолёт, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Международное авиасообщение в России, как и по всей остальной планете, съежилось буквально за пару недель в конце марта – начале апреля. Сколько продлится вынужденная стоянка самолетов, тогда не мог прогнозировать никто. В разгар заражений коронавирусом, в середине мая, глава Минтранса Евгений Дитрих заявлял, что в ведомстве надеются на возобновление внутреннего авиасообщения с июня этого года, а международного – с июля. Внутри страны полеты действительно почти вернулись в график. Но с зарубежными направлениями – все сложно.
На сайте одного из перевозчиков можно поискать, например, Берлин. На 10 августа – 2 прямых рейса из Москвы, еще 5 летят с промежуточной пересадкой в Санкт-Петербурге. Цена билета – от 7 000 до 8 900 рублей. А обратно, допустим, через неделю, 17 августа, – уже дороже. Рейсы – 2 прямых и 5 через Питер, но цена – от 9 700 до 11 500.
Или Барселона. Уже другой перевозчик. Даты – те же, цена билетов туда и обратно – 18 600 рублей. Для удобства пассажиров компания даже предлагает оформить рассрочку – по 7 500 рублей в месяц.
Есть еще один перевозчик, который летает и в Берлин, и в Барселону. Но попытка найти билеты на его портале на август и сентябрь в любые иностранные аэропорты оканчивается вежливым ответом системы: «К сожалению, сейчас нет рейсов по указанному направлению. Но скоро все изменится!».
Важный момент. В отличие от железнодорожных и автомобильных пограничных переходов, которые были временно закрыты распоряжением российского правительства из-за пандемии, в аэропортах граница формально осталась свободной для пересечения. Хотите лететь? Пожалуйста! Но учтите: в пункте назначения вам могут быть совсем не рады.
Характерный пример – Турция. Информагентства уже сообщили, что с 15 июля рейсы между нашими странами возобновятся. Туроператоры даже начали осторожно размещать рекламу путевок. А вот что происходит на деле: единственный перевозчик, который предлагает полет на турецкий курорт, в Анталью, – «Аэрофлот». Прямые рейсы, судя по порталу бронирования, будут доступны с начала августа. Цена – 59 000 рублей. С пересадкой в Санкт-Петербурге – ощутимо дешевле: 23 000.
Оценить ажиотаж можно по сведениям с того же портала бронирования: на 1 августа намечены 6 рейсов, все – самолетами А320. Вместимость каждого – 150 кресел. Итого – 900 мест. Сегодня в продаже – на эту минуту – остаются только 38 билетов. Авиакомпания при этом честно предупреждает, что к рейсу допускаются граждане России, имеющие также гражданство Турции, или вид на жительство в этой стране, или приглашение и договор на лечение от медицинской организации Турции, а также направленные на лечение российским Минздравом, дипломаты, члены их семей и иностранные граждане. Остальных просят не беспокоиться. То есть билет купить можно, а вот лететь – пока нет. Хорошо хоть так: ни к одному другому иностранному рейсу, билеты на которые можно купить сегодня в России, таких предупреждений нет. Потому пассажир, даже с шенгенской визой, должен быть готов к тому, что в Берлине, Париже и Риме его тут же развернут, если он не входит в довольно узкий перечень исключений из общего запрета на пересечение границы.
А вот обратные рейсы из Антальи стоят на этом фоне совсем дешево, от 10 000 до 12 000. К ним есть лишь одно напоминание – от Роспотребнадзора: по прилете в Россию из любого иностранного государства все пассажиры обязаны сесть на 2-недельную самоизоляцию.
Роспотребнадзор же отвечает в итоге за возобновление авиасообщения с другими странами. Критерий здесь простой: в стране-партнере рост числа заразившихся коронавирусом не должен превышать 1% в сутки, а общее количество инфицированных – 40 человек на 100 000 жителей. В эти рамки вписываются, как отмечал регулятор, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Финляндия – это в Европе. Китай, Вьетнам, Монголия и Шри-Ланка – в Азии.
Но у европейских стран, вероятно, свои требования, которым Россия пока не отвечает, и о сроках начала полетов оттуда нет никакой информации. А вот в Монголии, например, действует жесткое решение об отмене всех международных рейсов до конца октября. Естественно, россиян там никто сейчас не ждет.
Так почему же авиакомпании все же продают билеты туда, где небо еще закрыто? Быть может, у них есть тайные сведения о том, что с 1 августа все страны вдруг взаимно вернут прежнее расписание и самолеты уже будут заполнены. Или авиакомпании, которым очень несладко живется в последние 4 месяца, таким образом элементарно кредитуются у пассажиров "живыми" деньгами. Подразумевая, что если страны все же не договорятся, то покупателям вернут, скорее всего, ваучеры, ссылаясь на труднейшее материальное положение. А значит, пассажиры должны сами взвешивать все за и против.
Вопрос путешествия самолетом за границу остается открытым. Ответ – один из двух: либо летим, либо «пролетаем». Слова – с одним корнем, но различные по смыслу.