Авторские материалы «Реставрационная пьеса», опус 7: когда завершится ремонт Петербургской консерватории?
Персоны
С начала реставрации Петербургской консерватории скоро пройдёт 7 лет. На объекте несколько раз менялись подрядчики, деятельность одного из них уже легла в основу уголовного дела, а на сам ремонт потрачены миллиарды рублей. Но когда он будет закончен, ответа до сих пор нет. С подробностями – корреспондент «Вестей ФМ» Олег Яхонтов.
Подарок на 150-летие первой консерватории России – выделение более 2,5 миллиардов рублей на реставрацию ее исторического здания на Театральной площади Санкт-Петербурга – не мог не порадовать ни преподавателей, ни студентов старейшего музыкального вуза страны. Планировалась серьезная реконструкция самого здания, внутреннего двора, сооружение над ним стеклянного купола, возвращение первоначального облика знаменитого на весь мир концертного зала имени Глазунова, строительство современного библиотечного комплекса и многое другое.
В 2014 году, говоря музыкальным языком, реставрационная пьеса начиналась в мажорной тональности и темпе аллегро. Однако через какое-то время темп упал до самого медленного – граве, и виной тому была постоянная смена подрядчиков и чехарда с проектами реконструкции. Возможно, консерватории просто не повезло: за время ремонта на объекте сменились 4 подрядчика, а у заказчика работ – Северо-Западной дирекции по строительству и реставрации Минкультуры – несколько руководителей. Тем временем студенты и преподаватели консерватории вынуждены ютиться в соседнем здании бывших интендантских складов, где места катастрофически не хватает. Из-за тесноты и духоты репетиции оркестра приходится останавливать, чтобы у музыкантов не было обмороков, а в самих помещениях нашли плесень и грибок.
Само же здание консерватории, которое стояло без отопления, со снятой штукатуркой, превратилось в долгострой, а стоимость работ возросла почти в 2 раза. Все это время, словно в заложниках, там находится уникальный орган, который невозможно демонтировать и временно куда-то перенести. Саркофаг, в который он помещен, был рассчитан всего на 3 года. Что будет с инструментом, когда его откроют, теперь неизвестно. Куда подрядчиками были потрачены выделенные миллиарды рублей, остается тайной, скрытой строительной сеткой. Ведутся ли там хоть какие-то работы, сказать невозможно, поскольку вход за забор с колючей проволокой закрыт по соображениям их же безопасности.
Правда, проходу сотрудников Следственного комитета весной этого года строители помешать не смогли. Возвращаясь к музыкальной терминологии, реставрационная пьеса на этом месте подошла к трагической кульминации, поскольку одну из компаний-подрядчиков заподозрили в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, часть работ на сумму около 128 миллионов рублей была проведена лишь на бумаге, что визуально подтверждает и сам вид здания консерватории.
Расследование уголовного дела продолжается, а объекту ищут нового подрядчика. При этом заказчика работ – Северо-Западную дирекцию по строительству и реставрации – месяц назад передали из ведения Минкультуры Министерству строительства.
Ну а пока в Петербургской консерватории выросло уже целое поколение профессиональных музыкантов, которым так и не довелось учиться и выступать в стенах, аудиториях и залах, помнящих Чайковского, Римского-Корсакова и Рубинштейна. Правда, есть надежда, что после многочисленных обращений музыкальной и культурной общественности эта «реставрационная пьеса» все же завершится долгожданным торжественным финалом.