Авторские материалы "Для пациентов это – благо": новые правила оказания медуслуг по ОМС
Персоны
Возможность диспансеризации, вызов врача, время приезда скорой. Все эти моменты будут учтены в критериях оказания медуслуг, разработанных Фондом обязательного медицинского страхования. Документ также определяет и выделение на них средств ОМС. Единые правила медпомощи, с одной стороны, защищают пациента, а с другой – врача. Следование этим критериям – залог качественного медобслуживания, уверены разработчики. Как на практике будут работать новые правила и станет ли меньше споров по поводу качества оказания медуслуг, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Когда больной ждет врача дома или возле кабинета в поликлинике, ему кажется, что время тянется слишком долго. А потом его выслушивают и осматривают слишком быстро. Для врача все – наоборот. Поток больных – огромен, а пациенты – придирчивы. Как оценивать и отслеживать качество медпомощи? Где золотой стандарт? Сейчас это определяют нормативы, которые есть в перечне госгарантий. Но с ними мало кто знаком. Фонд ОМС разработал общие критерии распределения медпомощи среди медучреждений. В документе детально расписано, как, в какой форме и сколько по времени должна оказываться та или иная медуслуга. Это и неотложная помощь, в том числе на дому, это и время оказания помощи, укомплектованность медицинскими работниками и проведение лабораторных исследований, возможность использования телемедицины и многое другое.
В качестве критериев также предлагается учитывать наличие электронной записи к врачу, мнение пациентов о качестве оказания медицинской помощи как амбулаторно, так и в стационаре, отсутствие от них обоснованных жалоб. Эти правила написаны для медучреждений, но они важны для пациентов, считает сопредесдатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения города Москвы Игорь Цикорин.
ЦИКОРИН: Нормативы, сроки и объемы – не только для врачей, потому что они по ним работают и им это оплачивают, но это и для самих пациентов, чтобы они понимали, нарушено что-то в их правах или нет.
При этом критерии работы – план действий медработников. Это будет их и дисциплинировать, и защищать, продолжает Игорь Цикорин.
ЦИКОРИН: Прописано, сколько на одного врача пациентов, какое количество приемов – это с точки зрения защиты врача тоже очень хорошая вещь. Сразу можно сказать о том, что делать, если эти нормативы нарушаются. Если прописано время, за которое можно попасть к врачу. Там в течение 24 часов, отдельно там выделена область под онкологию. В случае нарушения этих сроков у нас есть ОМС, это – страховая медицина. На полисах всегда есть телефон страховой компании.
В случае непопадания в критерии пациент всегда может обратится в страховую. Но стоит понимать, что правила – это не догма. Это – оптимальные требования, и надо стремиться к тому, чтобы это было исполнено. Но должна быть возможность и отступлений по объективным причинам. Например, когда речь идет о неотложной помощи. На сколько может опоздать скорая, если норматив прибытия – 20 минут? Таким вопросом задается вопросом врач-терапевт, автор книги "Пока едет скорая" Андрей Звонков.
ЗВОНКОВ: Этот норматив не является догматом, что больше 20 – все, уже небо на землю упало. Обстоятельства всегда меняются. Этот норматив – он рекомендованный. Это не значит, что если ребята приедут не через 20, а через 25, то их судить будут.
Судить вряд ли, но дисциплинировать тех, кто оказывает медпомощь, это будет точно, считает юрист Центра медицинского права Андрей Карпенко. Он уверен: когда появятся критерии, обращений в суды станет меньше.
КАРПЕНКО: Я не думаю, что увеличится количество споров, потому что и на сегодня, например, существуют нормативы доезда скорой, но если это еще и еще раз прописывается в нормативных документах, то для пациентов это – благо. Наличие правил всегда лучше, чем их отсутствие.
Стоит понимать, что критерии, разрабатываемые Фондом ОМС, касаются только клиник, работающих по этой системе. То есть в большинстве случаев они – государственные. Но есть и частные клиники, работающие с ОМС. Пока их – небольшое количество. Почему? Пока им невыгодно работать в рамках обязательного медстрахования, считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
КУЗНЕЦОВ: Количество частных клиник в системе ОМС составляет 30%. Это количественно. При планировании объемов финансирования они получают примерно в 6 раз меньше. Грубо говоря, это – примерно на уровне 5% от всех объемов, фигурирующих в системе ОМС. Именно эта ситуация и заставляет ряд клиник не входить в систему, потому что они видят, что есть определенное дистанцирование их со стороны органов управления здравоохранения, территориальных фондов.
Не исключено, что частные клиники не берут пациентов по ОМС и по причине, что не было ясных критериев работы. Эксперты не исключают, когда критерии оказания медуслуг станут прозрачными и понятными, частные клиники охотнее будут открывать свои двери пациентам с ОМС. Ведь если подходы общие, нет разницы, откуда плата, из фонда страхования или из кошелька пациента.