Авторские материалы Закон о такси ждёт жаркое обсуждение: как изменится жизнь перевозчиков
Персоны
Московский департамент транспорта поддерживает правительственный законопроект о такси. Столичные власти уверены, что такой закон отвечает интересам пассажиров. Он также позволит ввести в правовое поле агрегаторов такси. Документ уже внесен в Госдуму. В нем разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Принять закон о такси пытались неоднократно. Но всякий раз варианты такого документа буксовали в Госдуме. Более того, за время обсуждения менялась и сама жизнь. Скажем, 10 лет назад никто не знал, какое значение будут иметь сегодня агрегаторы такси, без которых уже трудно представить жизнь больших городов.
На сей раз законопроект разработало правительство, что дает надежду на конечный успех. Документ носит название "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси". До сих пор эта сфера регулировалась отдельными положениями других законных и подзаконных актов. Но и нынешний вариант закона является, по сути, рамочным. То есть, чтобы он заработал в полной мере, необходимо утверждение различных правил и норм на уровне правительства и субъектов федерации.
Законопроект описывает отношения в треугольнике "государство (в основном в лице региональных властей) – служба заказа такси – перевозчик". Вся эта триада должна работать в интересах пассажиров.
Что изменится в этой сфере, если законопроект будет утвержден в нынешнем виде?
Такси решили доверить самозанятым. Сейчас такие водители должны либо работать в автотранспортном предприятии, которое несет за них полную ответственность (к примеру, контролирует физическое состояние и гарантирует исправность машины), либо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Как раз так сейчас поступают большинство столичных таксистов. Хотя есть много способов обойти это ограничение, что бывает нередко.
Так вот, новый законопроект допускает, что такими перевозками могут заниматься не только компании и индивидуальные предприниматели, но и физические лица. Если человек собирается стать таксистом, ему нужно будет заключить договор с агрегатором. И он должен отчитываться перед налоговой службой как самозанятый. То есть платить налог в упрощенном – заявительном – порядке.
Но это не все. Начать работать этот человек сможет только после того, как получит специальное разрешение, а информация об этом попадет в региональный реестр перевозчиков легкового такси. Его (а вернее, их – ведь речь идет о всех областях) еще предстоит создать. Так же, как и еще 2 группы реестров: служб заказов такси и легкового такси, куда будут заноситься данные о конкретных машинах.
Следующая ступень – это службы заказов такси. Их деятельность предлагается поставить под контроль. И отдельно прописать их ответственность перед пассажирами. Сейчас пострадавшие в ДТП часто судятся с агрегаторами, которые не хотят платить за ошибки водителей. Службы заказов утверждают, что предоставляют только информационные услуги и что за безопасность поездки отвечает водитель или таксопарк.
Согласно проекту закона, агрегаторы должны нести солидарную ответственность с перевозчиком в части причиненного во время поездки ущерба жизни, здоровью и имуществу пострадавшего, если этот ущерб превышает страховые выплаты по ОСАГО. Это важно, учитывая, что в среднем из каждых 10 случаев заказа такси 8 делаются через агрегаторы.
Закон также устанавливает требования к водителю. Скажем, он должен иметь как минимум 3-летний стаж вождения и не более 3 неоплаченных штрафов. Более того, таксист обязан проходить аттестацию на знание местности, если такой порядок будет установлен в том или ином регионе. Но если такие нормы отсутствуют, можно по-прежнему полагаться только на навигатор.
Есть требования и к автомобилю – оранжевый фонарь и цветографическая схема с "шашечками".
Отдельный вопрос – стоимость поездки. В общем случае это – дело перевозчика или агрегатора. Но в законопроекте делается исключение для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Власти в этих регионах получат право устанавливать минимальный тариф на перевозку. Делается это не только для борьбы с демпингом. Дешевые заказы приводят к тому, что таксистам приходится работать буквально днем и ночью. В столице иногда их трудовой день растягивается на 11 – 12 часов, что приводит к усталости и, как следствие, к авариям.
Кстати, в документе сказано, что легковое такси оснащается устройством контроля за вниманием и сонливостью водителя. Правда, для этого правительство сначала должно разработать соответствующие правила.
В свою очередь, региональные власти вправе вводить определенные ограничения на работу такси на территориях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов. Там можно будет забирать пассажиров только на специально выделенных местах.
В законопроекте указано, что он вступит в силу с сентября 2023 года. То есть время на детальное рассмотрение в Госдуме есть. Судя по прежнему опыту, обсуждение будет жарким.