
Авторские материалы Самозапрет на маркетплейсы: покупатели смогут установить лимит на траты
Персоны
Минэкономразвиия совместно с маркетплейсами обсуждают введение самозапрета на покупки на онлайн-площадках. По аналогии с самозапретом на кредиты. Но пока речь идет только о возможном эксперименте. Торопиться с полным внедрением функции не планируют – пока только предстоит оценить результаты недавно введенного самозапрета на оформление кредитов и микрозаймов. Подробнее расскажет Мария Агафонова.
Слово самозапрет сейчас как никогда актуально. Россиянам уже доступны самозапреты на кредиты. Минцифры разрабатывают закон о самозапрете на сим-карты. Накануне стало известно, что в России обсуждают еще один самозапрет – на маркетплейсах. Параллельно может появиться и альтернатива. Покупатели смогут установить лимит на траты на онлайн-площадках. Минэкономразвития совместно с маркетплейсами прорабатывают сейчас такой механизм.
Идея изначально зародилась в Госдуме. Депутаты посчитали, что эти меры помогут уберечь россиян от импульсивных трат. Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов убежден, практической пользы и обоснованности инициативы нет.
Очевидно, что есть базовые требования ГК РФ, которые устанавливают круг лиц, которые имеют право заключать договоры. Есть ограничения по возрасту, которые должны соблюдать и маркетплейсы, и родители, если ребенок что-то покупает. Говорить о том, что нужно устанавливать какие-то самозапреты на заключение договоров-купли продажи – это не более чем очередной пиар ход от данных персонажей.
Тем не менее, Минэкономразвития инициативу поддержало, и готово воплотить ее в жизнь, но для начала важно оценить то, как зарекомендует себя недавно введенный самозапрет на оформление кредитов. Напомним, такое ограничение доступно россиянам на Госуслугах с 1 марта. Не прошло и двух недель, а функцию уже подключили 5 миллионов человек. Причем подавляющее количество заявок пришлось на полный запрет получения кредитов. Однако эффект от добровольных ограничений пока еще только предстоит оценить.
Предполагается, что механизм самозапрета на маркетплейсах или определенный лимит защитит россиян от неразумных покупок и поможет взять бюджет под контроль.Однако, каждый должен решать сам, что делать со своими деньгами. Такое мнение выразил президент Ассоциации компаний Интернет-торговли Артем Соколов.
Сложно судить об ее актуальности. Каждый сам оценивает полезность покупки для себя. Сложно сказать, была она полезна не была. Мне кажется, каждый сам в состоянии определиться для себя с бюджетом и тем, на что его тратить.
Удобство онлайн-покупок и привлекательность распродаж в прошлом году стали главными причинами покупать импульсивно для 36% россиян – всего в голосовании приняли участие более 30 тысяч интернет-пользователей.
На эмоциональное решение купить влияют в том числе реклама, скидки и распродажи. Последняя для многих оборачивается ловушкой – человек начинает скупать все подряд, и по сути в беспамятстве набирает кучу ненужных вещей. Тех, которые он бы никогда не приобрел, не попадись он на выгодный на первый взгляд сейл. Потом, как правило, такие покупатели спешат сдать товар обратно в руки продавца. Касается это и онлайн-площадок, и ритейла. Возможно мера будет полезна тем, у кого есть сложности с самоконтролем.