От Микояна до Мамиконяна Кормить себя – замечательная политика, но надо думать и об экспорте
Персоны
В плену конфликта. Что нам мешает быть успешными экспортерами?
САНФИРОВ: Здравствуйте, в студии Валерий Санфиров и Мушег Мамиконян – председатель Попечительского совета Фонда премии имени Столыпина. И сегодня у нас также будет эксперт – вице-президент Международной программы развития птицеводства Альберт Давлеев. Тема, которую мы хотели бы обсудить, она вот, можно сказать, связана с успехом. Мы долго говорили о том, что когда же пойдет наша российская продукция на экспорт, причем на такие тяжелые достаточно рынки для экспорта, например, как китайский рынок. И вот действительно такая уже есть победа. Но при этом наши слушатели в том числе тоже к нам обращаются и говорят: а не произойдет ли такая же, Мушег Лорисович, ситуация, как произошла с бензином, когда у нас, с одной стороны, хорошо, когда цены растут, но, с другой стороны, цены начинают расти и в стране.
МАМИКОНЯН: Да, на самом деле это не только потребители задаются этим вопросом. Даже среди наших коллег, ну не экспертов, а экспертов-политиков, есть мнение, что лучше кормить самих себя: если мы оставляем продовольствие внутри страны, то это удешевляет продовольствие, и это замечательная политика. Хотя на самом деле планы правительства и целеустремление производителей, и ряд экспертов с этим мнением не согласны. Мы предполагаем, что участие России в международной торговле продовольствием в целом в роли экспортера является очень важной составляющей устойчивости экономики страны: это новые рабочие места, это возможность реализовать природно-климатические особенности и возможности России для того, чтобы обеспечить спрос на рынке. На самом деле мы, неоднократно обсуждая те или иные темы, например, о пшенице, экспорт, о том, что корма подорожали, при этом у нас было обсуждение, что сырье очень подорожало, и переработчики жаловались. Мы всегда находимся в плену одного и того же конфликта. Конфликт заключается в том, что сырье дорожает потому, что на него есть спрос или внутри страны, или вне страны. А следующий передел, который потом доводит эту продукцию до конечных потребителей, он страдает, потому что он не может адекватно поднять в цену внутри страны. Это потому, что социально затруднительно, это потому, что логистически очень трудно, потому, что организованная система торговли притормаживает этот положительный факт, притормаживает движение цен наверх. И поэтому на самом деле обсуждение вот новых событий, а они связаны с подписанием протокола о том, что Россия и Китай будут торговать мясом птицы, является очень важной вехой на пути стратегического развития мясной промышленности и вообще для производства белка в России в целом. Потому что мясной блок производства влияет существенно и на ценообразование в других смежных блоках типов продуктов, категории продуктов, которые являются продуктами животноводческого белка, ну и молочного. Кстати, и молоко будет торговаться, определенная категория молока, определенная номенклатура молочной продукции будет с Китаем тоже активно торговаться. Как это выглядит в молочной промышленности, это тоже было бы интересное, наверное, это тема другой передачи, потому что мы одновременно являемся и покупателями большого количества молока у наших соседей внутри ЕАС – Беларуси. Но на самом деле это не противоречит, мне кажется, вот Альберт Давлеев подтвердит мои слова, что многие страны в мире одновременно являются и покупателями большого количества одного и того же товара, и производителями, которые могут поставлять, экспортерами одновременно являются этого товара.
ДАВЛЕЕВ: Полностью соглашусь с Мушегом Лорисович в том, что экспорт и импорт, то есть участие в мировой торговле, крайне важны для отечественного мясного сектора любой страны (мы говорим про отечественный – это значит местный). Потому что, во-первых, это повышает конкурентоспособность продукции. Как только ты начинаешь сравнивать себя с другими странами, которые производят аналогичные продукты, видишь их преимущества и недостатки, ты начинаешь встраиваться в эту мировую систему. И соответственно у тебя есть четкое видение, что ты делаешь неправильно, и до какого уровня тебе нужно снижать себестоимость для того, чтобы стать конкурентоспособным. Или же какую добавленную стоимость ты можешь добавить к своему продукту, если ты не можешь снизить цену, для того, чтобы она стала более привлекательной и приносила большую маржинальность с продажи. Вот типичный случай с Китаем...
Слушайте в аудиофайле!
От Микояна до Мамиконяна. Все выпуски
- Все аудио
- От Микояна до Мамиконяна